Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте для старших дошкольников «Звук и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте старших дошкольников «Звук и буква Й»
Цель: Знакомство со звуком и буквой Й.
Задачи:
- учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й’] в словах, образовывать родственные слова;
- развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память; совершенствовать диалогическую форму речи;
- воспитывать усидчивость, целеустремлённость в достижении конечного результата.
Темочки:
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки, картинки на звук Й, карандаши, звуковые пеналы, тетрадь.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким вы ответите позже. Сначала послушайте меня, я произнесу ряд слов, а вы определите какой звук в этих словах слышится последним.
– чай, май, край, змей.
– Догадались? Правильно это звук Й.
– Давайте дадим характеристику звуку Й?
– Это звук согласный, звонкий (горлышко «работает», мягкий всегда.
2. В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - «йод», «йога», «йогурт».
Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й) :
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? (Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? (Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? (Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? (Лентяй)
-Плохие отметки в школе? (Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? (Соловей, канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? (Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? (Воробей)
-Городской транспорт? (Троллейбус, трамва)
3. Сейчас поиграем в игру «Измени слово» так, чтобы в нём появился звук Й. Например: копеечка – копейка.
Отвечать будем по цепочке;
Маечка – майка, заяц – зайчик (зайка, скамеечка – скамейка,
яичко – яйцо, соловушка – соловей, гаечка– гайка
линеечка – линейка, воробышек – воробей, леечка– лейка.
4. Физминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Стоп. Сели, посидели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
5. Послушайте загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета–
На зиму и лето (заяц).
А как ласково назвать зайца? (Зайчик, зайка). Назовите ещё слова – родственники к слову заяц. (зайчиха, зайчата, заюшка, заинька, зайчишка, зайчище, нора чья?хвост чей? туловище чьё? лапы чьи (заячья.).
6. Звуковой анализ слова зайка
– Вот сколько много слов назвали, а теперь скажите:
– Сколько звуков в слове зайка? (5)
– Назовите первый звук. Последний звук. ( 2-ой, 3-й, 4 – й звуки.)
– Назовите гласные звуки. Сколько гласных звуков в этом слове? (2 – а, а, значит сколько слогов? – тоже два, напомните правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
– Разделим слово зайка на слоги: зай – ка
– Назовите первый слог. (зай) Какой он? (Слог - слияние за, й вне слияния).
– Назовите второй слог. (ка) Какой он? (Слог - слияние ла.)
7. Знакомство с буквой Й.
Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
(На доске)
-Н- надела поясок, И - надела поясок. Буква Н надела ровно, Буква И — наискосок.
Ты ей шапку подари- Станет краткой буква И.
(При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).
А теперь пора и поработать в тетрадях.
8. Итог занятия:
– Скажите, с каким звуком мы познакомились? Какой это звук? Чем понравилось занятие? В чём затруднялись? Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и играли в игры. Спасибо всем.