Елена Жардимова
Конспект занятия по обучению грамоте «На помощь Бибуше» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «На помощь Бибуше».
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Цель: создание условий для формирования интереса детей к овладению практическими навыками и умениями в развитии грамотной речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „На помощь Бибуше“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Развивающая: развивать зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, умение работать в группах.
Обучающая : закрепить умение детей выделять первый звук в слове; дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки, определять количество слогов в слове, определять местонахождение звука в слове, составлять предложения и записывать его схему; продолжать учить проводить звуко-буквенный анализ слова, систематизировать представления детей о достопримечательностях родного села.
Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения, желание оказывать помощь, нуждающемуся в ней, веру в собственные силы; любовь к малой родине.
Здоровьесберегающая: способствовать формированию у детей положительных эмоций.
Оборудование: картонные колокольчики красного, синего и зелёного цветов (по 3 шт. каждого цвета, лепестки ромашки из белого картона (15 шт.) с наклеенными картинками-изображениями объектов с. Ивантеевка, серединки для ромашек из картона красного, синего и зелёного цветов, розетки с цифрами -1,2,3; таблички из трёх ячеек и серые фишки для определения места звука в слове, конвертики с фрагментами изображения достопримечательности нашего района «Вавилов дол» (5 шт., смайлики (улыбающийся и грустный) по 2 на каждого ребёнка, карточки с заданиями, презентация.
Ход занятия:
Подготовительная часть.
Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, лёгкий ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю!
Всех я вас приветствую!
Основная часть.
Ребята, сегодня рано утро в моём телефоне раздался вот такой сигнал. (включаю на телефоне запись сигнала SOS) Вы знаете, что значит этот сигнал? (ответы детей)
И на экране телефона высветилось сообщение:
«Здравствуйте! Меня зовут Бибуша. Я-житель инопланетного пространства. У меня случилась беда. Во время ночной прогулки у моего летательного аппарата отказала система управления и я приземлился на не опознанном объекте. Я очень хочу поскорее вернуться на свою родину, но не могу послать сигнал SOS на свою планету, потому, что сам не знаю, где я нахожусь. Помогите мне пожалуйста».
Воспитатель:
У меня получилось вывести фотографию Бибуши на большой экран, чтобы вы смогли его получше разглядеть.
Несчастный Бибуша. Вы представляете,как ему сейчас грустно и одиноко одному, в незнакомом месте, далеко от своей Родины. Согласны ему помочь? А чем же мы можем помочь Бибуше? (помочь узнать его местонахождение и сообщить ему об этом) Чтобы ему помочь, я предлагаю выполнить определённые задания.
Прежде, чем начать выполнять задания давайте вспомним на какой планете мы живём? В какой стране? В какой области? Как называется наш район? Село? Как раньше называлось наше село?
Молодцы! Отправляемся на помощь Бибуше? Тогда вперёд!
Задание : Игра «Ромашка» (дети делятся в группы по 3 человека)
Когда мы говорим, мы произносим звуки. Это звуки речи. Какими бывают звуки речи? (гласные и согласные).Какие звуки мы называем гласными? Сколько их в русском языке? Назовите их. Какие звуки мы называем согласными? Какими бывают согласные звуки? Чем буква отличается от звука?
-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на три команды. Разделитесь по цвету колокольчиков у вас на груди. Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Только одно условие: первая команда собирает ромашку с серединкой красного цвета, для своего цветка ей понадобятся лепестки, на которых изображены объекты, начинающиеся на гласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Какие ей нужно выбрать для своего цветка лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук.) Ну, а третья команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, какие она возьмёт лепестки? (Лепестки, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.)
Дети выбирают картинки на общем столе и на паласе выкладывают ромашки.
Объясняют свой выбор.
Первая команда- слова: Ивантеевка, администрация, аллея, аптека, улица; вторая команда- фонтан, бассейн, храм, памятник, парк ; третья команда- гимназия, лицей, мечеть, кинотеатр, река.
После выполнения задания находят один фрагмент фотографии. Ребята, вы поняли, что здесь изображено? Значит, чтобы получить следующий фрагмент фотографии, нам надо выполнить ещё одно задание. Идём дальше?
Задание «Определи место звука в слове».
Перед детьми таблички для определения места звука в слове и серые фишки. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, где в данном слове находится тот или иной звук. Если определённый звук вы слышите в начале слова-поставьте фишку в первую слева клеточку. В какую клеточку вы поставите фишку, если услышите звук в середине слова (в среднюю). Если звук стоит в конце слова, куда мы будем ставить фишку? (в последнюю клеточку).
Слова и звуки: «П»-площадь, «Ц»- больница, «А»- пушка.
После выполнения задания находят ещё один фрагмент фотографии. (Восп-ль подставляет один фрагмент к другому и показывает детям) Ребята, может быть теперь вы догадались, что здесь изображено? Идём дальше? Напомните мне, мы для чего выполняем все эти задания? (чтобы помочь Бибуше попасть на свою планету) А что же нам нужно узнать? (где находится Бибуша)
Задание «Подели слова на слоги и определи их количество».
Как мы можно определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов). (при помощи хлопков)
-Ребята, у вас на столах лежат розетки с цифрами 1,2,3. Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3.
Слова – Магнит,Чернава, Банк.
После выполнения задания находят ещё один фрагмент фотографии. Ребята, я, кажется, догадываюсь, что нам нужно будет сделать с этими фрагментами, чтобы помочь Бибуше? А вы? (собрать пазл, тогда мы узнаем,где находится Бибуша). Идём дальше?
Задание «Звуко - буквенный анализ слова «Родина».
Ребята, как вы понимаете слово «Родина»? Где ваша родина? (Россия, Ивантеевка)
- Давайте с вами выложим слово «Родина» с помощью букв и фишек, а затем сделаем его звуковой анализ. Дети самостоятельно работают. Ребёнок, первый правильно выложивший слово, выкладывает его на доске. Воспитатель предлагает детям назвать звуки в слове и дать им характеристику. Затем дети под диктовку воспитателя убирают буквы и фишки со схемы.
После выполнения задания находят ещё один фрагмент фотографии.
Задание «Составление предложений об Ивантеевке и запись схем предложения»
Что такое предложение? (законченная мысль).Из чего состоит предложение? Какие правила написания предложения вы знаете? (предложение начинаем писать с заглавной буквы, между словами в предложении делаем «окошки», в конце предложения ставим точку).
Дети составляют предложения и называют первое слово, второе и т. д.
Кто составит наиболее удачное предложение, тот зарисует схему своего предложения на доске.
С этим заданием вы тоже справились, а вот последний фрагмент фотографии.
Предлагаю детям собрать получившийся пазл. (под звон колоколов).
Скажите, где же сейчас находится Бибуша?
Как называется это место? (Вавилов Дол).
Беру телефон, как бы отправляю смс и продолжаю вести беседу с детьми.
Что вы знаете об этом месте? (там очень красиво, из-под земли бьёт родник, вода, которого считается целебной. Есть колодец, где можно набрать целебной воды, купель, в которой можно искупаться. Верующие люди из разных городов приезжают в Вавилов Дол в надежде исцелиться)
После этой беседы звучит сигнал. На экране снова появляется Бибуша.
На телефон приходит смс. Читаю текст. «Спасибо за помощь. Сигнал SOS я уже передал на свою планету. Совсем скоро они прилетят за мной и я наконец-то отправляюсь домой и обязательно расскажу всем своим друзьям, что на планете Земля в Саратовской области Ивантеевского района, есть такое замечательное место, которое называется «Вавилов Дол».
Воспитатель: Давайте пожелаем Бибуше счастливого пути!
Рефлексия деятельности.
Ребята, вам интересно было на занятии? Какое доброе дело мы совершили?
У детей на столах «смайлики» (улыбающиеся и грустные). Если настроение на протяжении занятия было очень хорошее, со всеми заданиями вы справлялись легко, возьмите улыбающийся смайлик. А если настроение было не очень хорошее, или что то было не понятно, сложно, то грустный смайлик. Объясните свой выбор.
На этом наше занятие закончено.