Анна Романенко
Рекомендации тьюторам от учителя-логопеда. Игровая терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Тьюторская деятельность часто сталкивается с разнообразными проблемами обучающихся, которые могут быть связаны с различными эмоциональными и поведенческими факторами. Игровая терапия, как метод, основанный на принципах непринуждённого взаимодействия и символического выражения, может стать мощным инструментом для решения этих проблем.
Ключевые принципы игровой терапии, применимые в работе тьютора:
• Доверие и принятие: Создаётся атмосфера безопасности и принятия, где ребёнок чувствует себя комфортно, проявляя свои эмоции и переживания.
• Символическое выражение: Игра позволяет ребёнку выразить свои чувства и мысли, которые могут быть затруднительны для вербального выражения.
• Проекция и идентификация: Игра позволяет ребёнку проецировать свои внутренние конфликты и проблемы на игрушечные объекты, что облегчает понимание его эмоционального состояния.
• Обучение и развитие: Игры помогают освоить новые навыки, разрешить конфликты, развить креативность и социальные компетенции.
Виды игровой терапии и их применение в тьюторской практике.
• Песочная терапия: Используя песок и формы, ребёнок может выразить свои тревоги и внутренние конфликты, создавая символические модели своих переживаний.
• Терапия с куклами и игрушками: Использование кукол и игрушек позволяет ребёнку моделировать различные ситуации, выражать свои эмоции и прорабатывать конфликтные взаимодействия.
• Ролевая игра: Игра в разные роли, например, роли учителя, ученика, родителя, позволяет ребёнку освоить социальные навыки, проработать сценарии взаимодействия и разрешать конфликты в безопасной среде.
• Дидактические игры: Игры, направленные на развитие определённых навыков (логика, внимание, коммуникация, могут использоваться для решения конкретных проблем, например, с трудностями обучения.
• Игры на развитие эмоционального интеллекта: Игры, направленные на осознание собственных эмоций, эмоций других людей, способствуют развитию эмпатии и саморегуляции.
Этапы проведения игровой терапии в работе тьютора.
1. Диагностика: Анализ ситуации, выявление проблем и потребностей обучающегося.
2. Выбор подходящей игры: Выбор игровой техники, соответствующей возрасту и особенностям обучающегося.
3. Организация игрового пространства: Создание комфортной и безопасной среды.
4. Наблюдение и взаимодействие: Наблюдение за игрой и поведенческой реакцией обучающегося.
5. Интерпретация и обсуждение: Обсуждение игрового процесса с обучающимся, выявление его опыта и эмоций.
6. Планирование последующих действий: Разработка стратегии по улучшению ситуации и дальнейшему развитию обучающегося.
4. Препятствия и ограничения в использовании игровой терапии в работе тьютора.
• Недостаток времени и ресурсов: Необходимость дополнительных ресурсов для организации игрового пространства и проведения сеансов.
• Недостаточная подготовка тьютора: Необходимость специального обучения для эффективного применения игровой терапии.
• Сопротивление обучающегося: Не все обучающиеся открыты для взаимодействия в игровой форме.
• Этический аспект: Необходимо соблюдать профессиональные границы в отношениях с обучающимся.
Подводя итоги, можно сказать, что игровая терапия может быть ценным инструментом в арсенале тьютора для работы с обучающимися, испытывающими трудности в эмоциональном и поведенческом плане.