Ирина Гаевская
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе. «Цвети моя Калмыкия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе.
«Цвети моя Калмыкия»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально -коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,, «Художественно- эстетическое развитие».
Цель: Расширить и уточнить представление детей о своей республике, о народе, его быте и культуре.
Задачи:
Публикация «Конспект по образовательной области „Познавательное развитие“ в старшей группе, „Цвети моя Калмыкия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Калмыкия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Закрепить знания детей о родном крае, растительном и животном мире степной полосы.
Познакомить с новыми названиями предметов быта и одежды.
Развивать интерес к изучению родного края.
Воспитывать чувства гордости, любви, к родному краю.
Предварительная работа: разучивание стихов, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий.
Словарь: Пиала, джомба, боорцог, терлык, комзол, бюшмют, тофцик, хальмаг, джатак. Шиверлиги.
Материал и оборудование: юрта, кукла в национальном костюме, предметы быта, серия иллюстраций о Калмыкии, серия открытки о лекарственных растениях, вырезанные силуэты одежды, посуда, элементы калмыцкого орнамента, клей, кисти, салфетки, кассета, магнитофон.
Содержание организованной деятельности детей:
Воспитатель: Творцу-исполину, чей голос живой
Звенит в переборах домбры вековой.
Кто древних батыров, овеянных славой,
Воспел громкозвучной строкой величавой.
Певцу, чьё простое и меткое слово
Кипело, играло струёй родниковой,
Веками сокрытому, как пеленой,
Создателю «Джангра» - напева родного
Приносит страна благодарное слово.
Издревле творенье его бережёт.
Жизнь новую строя, калмыцкий народ.
- Ребята. О каком народе, о какой республике говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, в нём говорится о калмыцком народе, о республике Калмыкии. Мы с вами ведь тоже живём в Калмыкии. Раньше на занятиях мы с вами много говорили о нашей республике, а сегодня мы повторим и узнаем. Что же вам больше всего запомнилось, вспомним стихи калмыцких поэтов, музыкальные произведения, музыкальные инструменты, предметы быта, традиции, праздники калмыцкого народа.
Сейчас у нас наступила прекрасное время года весна. Как красиво весной Калмыцкая степь. Ребята, кто знает, почему степь преображается, что в ней изменяется?
Дети: В степи зацветают тюльпаны.
Ребёнок читает стихотворения:
Кат ты прекрасна, степь моя,
Хрустально – звонкий воздух и простор.
И колокольчик – жаворонка трели!
Ты – музыка, чьи звуки с давних пор
Какой – то гений, в неизвестность канув,
Переложил на живопись тюльпанов.
Воспитатель: О чём эти стихи?
Дети: Эти стихи о Калмыцкой степи, о тюльпанах которые на ней растут.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, каких калмыцких поэтов мы знаем?
Дети: Поэт Давид Кугультинов, писатель Антона Мудренович, Амур – Санан, Батыр Басангов, Нимгир Манджиев, Константин Эрендженов, поэтесса Таина Курилова.
Воспитатель: Молодцы, ребята, многих поэтов и писателей вы знаете. А теперь давайте опять вернёмся в степь и вспомним. Какие растения Калмыкии вы знаете?
Дети: В Калмыкии растут: ковыль, верблюжья колючка, полынь, типчак, тысячелистник, гусиный лук и т. д.
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы лекарственные растения Калмыкии?
Дети: В нашей Республике растут лекарственные растения: одуванчик, ромашка, подорожник, пастушья сумка, тысячелистник, шиповник, шалфей, полынь горькая.
Воспитатель: Молодцы, ребята, много вы знаете лекарственных растений, а кто знает в каких случаях они применяются.
Воспитатель: А теперь мы посмотрим, как выглядят эти растения на открытках
(показ открыток с последующим объяснением)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте поговорим о животном мере.
Ребёнок читает стихотворение.
…Какое показало мастерство
Природа – скульптор в день, когда лепила
Сайгака. Сколько проявила силы
Как тщательно продумала его!
Как мудро и любовно он отлит!
Вписав сайгака в золотые дали,
Природа рассчитала все детали –
От гордой головы и до копыт!
Воспитатель: Хорошее стихотворение о сайгаке прочитали, а ещё, каких животных вы знаете?
Дети: Верблюд.
Воспитатель: Не бойтесь чабана и без большого помощника – верблюда…
Верблюд или по местному буур, среди степных животных занимает особое место.
Он вынослив, не прихотлив в еде, терпеливо переносит отсутствие воды.
… и плывут по мягким, зелёным травам степные корабли – верблюды, верные спутники калмыка.
Воспитатель: Хорошо, но, а кроме сайгака и верблюда, какие животные живут в Калмыкии?
Дети: В Калмыкии живут суслики, тушканчики, хомяк, заяц – русак, волки, лисы, и т. д.
Воспитатель: Ребята, а ещё в Калмыкии занимаются разведением овец. Это главная отрасль народного хозяйства Калмыкии. И сейчас я посмотрю, какие ловкие чабаны из вас получатся.
(проводится игра «Загони овец в кошару»)
Воспитатель: Ребята, калмыки очень гостеприимный народ. Он любит угощать своих гостей. На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша для джомбы называется – пиала, а это блюдо называется – боорцеги. С приходом гостей калмыки веселились. Как все люди на земле, калмыки любят песни. Они поют о радости и горе. У каждой песни был свой автор. Однако со временем имя забывалось, а хорошая песня набирала силу, становилась народной. Лучшие из них живут и по сей день. Сейчас мы с вами послушаем калмыцкие песни и калмыцкую музыку.
Появляется кукла в национальном костюме – Бадма.
Дети рассматривают куклу, описывают одежду.
Дети: Кукла одета: терлык, комзол, бюшмют, джатак, тофцык. Шиверлиги, хальмаг, токуг.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы калмыцкой одежды и быта. Предлагает украсить их элементами национального орнамента. Во время его выполнения звучит народная калмыцкая мелодия.
После окончания работы дети рассказывают кукле Бадме, что и какими элементами они украсили.
В заключении проводится калмыцкая народная игра «Серебренный пояс».