Лада Блохина
«Воздух-невидимка?» Конспект ООД для детей старшей группы в образовательной области «Познавательное развитие»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы
образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Воздух-невидимка?»
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Публикация «„Воздух-невидимка?“ Конспект ООД для детей старшей группы в образовательной области „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, физическая деятельность.
Цель: научить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас и показать способ его обнаружения.
Задачи:
• Формировать у детей представление о воздухе.
• Изучать свойства воздуха на основе опытов и игр.
• Помочь детям ответить на вопрос, для чего нужен воздух.
• Дать некоторые экологические знания об охране воздуха от загрязнения.
Материал и оборудование: посылка, глобус, открытка с загадкой, вееры, пакеты, мольберт, модели с перечнем знаков (глаз, рука, ухо, нос, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, стаканы пластиковые по количеству человек, апельсин, губки на каждого ребенка
Словарь: воздух-невидимка, опыт, эксперимент, мыльные пузыри
Содержание организованной образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек). Давайте её откроем, что нам прислали? Глобус и открытка с загадкой.
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! (воздух)
Воспитатель:
- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)
- Посмотрите на глобус и скажите, что на нем обозначено голубым цветом?
- А знаете, что кроме водных океанов, есть еще один океан - самый большой. И мы в нем купаемся каждый день и каждый час. Знаете что это за океан?
- Это воздушный океан. Этот океан разлился над землей и по нему, словно огромные серебристые рыбы, проплывают самолеты. Он очень важный для жизни. А важен потому, что мы без него не сможем дышать. А еще он защищает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, метеоритов.
Воздух есть везде : вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко на небе.
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
- Вы знаете, что человек не может прожить без воздуха больше 5 минут.
- А кому ещё нужен воздух? Животным, растениям, насекомым.
- Правильно, всему живому.
Воздух-невидимка, но все-таки его можно увидеть и ощутить. Нам с вами предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
- И сегодня, чтобы больше узнать о воздухе, мы совершим путешествие.
- А каким транспортом можно путешествовать по воздуху? (ответы детей)
- А мы совершим путешествие на ковре – самолете.
Звучит музыка, дети эмитируют полет на ковре – самолете.
- Мы совершили полет и очутились на острове «Экспериментальный»
- Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.
- Посмотрите на модели (глаз, рука, нос, ухо). Как вы думаете, на какие вопрос мы будем искать ответы сейчас?
Воздух всюду, но мы его не замечаем, он невидим. Как вы думаете, почему мы не видим воздух? (Он прозрачный).
Модель - РУКА.
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
У вас на столах пакеты. Какие они? (плоские, пустые) В них что ни будь есть (нет) Раскройте пакеты, махните ими и закрутите их. Что произошло с пакетами? (надулись)Что в них находится (воздух) Вы его видите (нет) Поднесите пакет к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете (ветерок)
Эксперимент №2 «Чувствуем воздух»
Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его
- Как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)
- При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. (модель - РУКА)
Модель - ГЛАЗ
Эксперимент №3 "Воздух в губке"
Рассмотрим губку. Что видите? (дырочки, отверстия). Как вы думаете, что находится в этих дырочках? (Ответы). Что случится, если губку положить на воду? (наблюдаем). Теперь я опущу губку на дно миски и придавлю ее ко дну? Что произошло? Что вы видели? (Ответы детей). Мы видели пузырьки воздуха, они поднимались вверх, потому что воздух легче воды. Теперь можете сами проделать этот опыт. Что сейчас мы с вами узнали?
Эксперимент №4 «Есть ли воздух в стаканчике?»
Посмотрите у меня в руке стакан. В нем живет маленькая рыбка, которая хотела бы жить в аквариуме. Я попробую ее опустить.
- Есть ли вода в стакане? Замочила она рыбку (нет)
- Почему рыбка осталась сухой? что не дало войти воде в стакан (воздух)
Вывод: рыбка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
Воспитатель: а мы можем воздух увидеть? (Ответы). Можно! Для этого опускаем прямо перевернутый стакан в воду, а затем осторожно наклоняем стакан так, чтобы пузырьки воздуха выходили постепенно, уступая свое место воде.
Эксперимент №5 «Буря в стакане воды».
Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
Возьмите соломинку и опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете? Воздух при выдохе виден в воде в виде пузырьков (Идут пузырьки, да это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
Вывод: воздух можно увидеть (модель - ГЛАЗ)
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо качаются вправо-влево
Ветер тише, тише, тише. приседают
Деревцо все выше, выше. выпрямляются
Модель - НОС
Эксперимент № 6 "Чувствуем воздух"
Воспитатель: воздух также может перемещаться в пространстве
- Ребята вдохните воздух ртом. Попробуйте его. Какого вкуса воздух (безвкусный) А теперь вдохните носом. Какого он запаха? (без запаха) А сейчас закройте крепко глаза (помощник воспитателя очищает апельсин) Чем пахнет? Почему? Это «невидимка» воздух разнес по комнате крошечные капельки пахучего вещества. Сам воздух, как вы правильно сказали, ничем не пахнет. Но он как губка, впитывает в себя разные запахи и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш «невидимка».
Вывод: воздух способен переносить запахи
Модель - УХО
- Мы можем и слышать воздух, когда дует ветер (включить звук ветра)
- Как вы думаете как и где люди используют воздух?
- Наше путешествие на остров Экспериментов подошло к концу. Занимайте места на ковре – самолете. Полетели домой. Мы вернулись в детский сад.
-Ну, что ребята мы с вами убедились, что воздух есть повсюду?
- А какой он (прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха) .
- С помощью экспериментов мы смогли увидеть воздух, мы слышали его, чувствовали его, чувствовали переносимые воздухом запахи.
- А для чего он нам нужен (чтобы дышать и жить)
- Ребята, здоровье человека зависит от того, чем он дышит, каким воздухом.
- Чистый воздух – одно из главных богатств природы.
Но воздух засоряют машины, фабрики, заводы, которые выбрасывают в воздух много вредных веществ. Что бы сохранить чистым воздух на планете, надо не только беречь леса- легкие планеты, но и сажать как можно больше новых.
-Я думаю, что когда вы подрастете и выучитесь, вы обязательно придумаете умные машины, у которых не будет вредных выхлопов, а заводы не будут засорять воздух.
- А сегодня в честь такого необходимого, нужного, важного «невидимки» воздуха предлагаю устроить салют из мыльных пузырей.