Авдеева Анастасия
Конспект занятия по литературному чтению на родном языке для обучающихся 2 класса «Кто голову теряет, тот в дураках бывает»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению на родном языке для обучающихся 2 класса на тему : «Кто голову теряет, тот в дураках бывает»
Презентацию и конспект
урока разработала:
учитель начальных классов
Авдеева Анастасия Павловна
Кострома, 2023 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка…3
2. Основная часть…. 5
3. Заключение…. 10
Публикация «Конспект занятия по литературному чтению на родном языке для обучающихся 2 класса „Кто голову теряет, тот в дураках бывает“» размещена в разделах
- День родного языка. 21 февраля
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Пояснительная записка
Конспект урока составлен для учащихся 2 класса.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладывается в начальных классах, то есть, обучению различным видам речевой деятельности. Поэтому литературное чтение- один из основных предметов в обучении младших школьников. Цель уроков литературного чтения – овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. Научить учащихся наблюдать, думать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.
Тема урока: «Кто голову теряет, тот в дураках бывает»
Цели: познакомить учащихся с различными видами сказок; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению; развивать творческие способности учащихся.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Основная часть
Конспект урока во 2 классе по
Литературному чтению на родном языке
Транслируется 1 слайд
На произведении русской народной сказки «Иванушка-дурачок»
Ход урока
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Активизация на познавательную деятельность
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка….
(Владимир Кривин)
3. Работа по теме урока
Транслируется 2 слайд
Учитель: Сказки появились много веков назад, когда люди ещё не умели читать и писать. Кто-то придумывал историю и рассказывал другому человеку, а тот – ещё кому-нибудь. Главная тема сказок – это борьба добра со злом. Сказки сочинял простой народ. (их называют народные)
А ведь есть ещё авторские сказки, сочинённые писателями. На свете жило много замечательных сказочников: Шарль Перро, Андерсен, Братья Гримм, Александр Пушкин, Владимир Одоевский и др.
Существуют еще различные виды сказок:
Транслируется 3 слайд
Бытовые сказки – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства. ( Такие известные сказки как: «Курочка ряба, Каша из топора» Два Ивана»)
Транслируется 4 слайд
Волшебные сказки – вид народных сказок, где отважный герой борется с чудищами, преодолевает препятствия и побеждает зло.
(Такие известные сказки как «По щучьему веленью, Кощей Бессмертный, Сивка-Бурка, Снегурочка» и др.)
Транслируется 5 слайд
Сказки о животных – это древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.
( Такие известные сказки как: «Теремок; Семеро козлят; Лиса и тетерев; Колобок» и др.)
- А какие вы, знаете сказки о животных?
(ответы детей)
- Учитель: А сегодня мы рассмотрим более подробно один из видов сказки
Много сказок интересных накопилось за века,
Но особенно известна про Ивана-дурака.
Откровенный, добрый малый и наивный, как дитя.
Никогда не унывал он, делал трудное шутя.
(Г. Ладонщиков)
-Учитель: Кто догадался о какой сказке мы сегодня будем говорить?
Транслируется 6 слайд
(Об Иванушке-дурачке)
4. Чтение русской народной сказки «Иванушка- дурачок»
Читают сказку хорошо читающие дети.
Словарная работа.
Транслируется 7 слайд
Учитель: обратите внимание на слова
Клёцок – это блюдо, состоящее, как правило, из муки и яйца.
Околица – это изгородь вокруг деревни или у края деревни.
Корчаги – большой глиняный горшок для разных хозяйственных надобностей.
Кадка – деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок (клепки, стянутых обручами.
Куль – большой рогожный мешок, употреблявшийся ранее для упаковки и перевозки грузов.
5. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
(Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» – присесть. На словах «выше, выше» – встать и вытянуть руки вверх.)
6. Чтение сказки еще раз по «цепочке»
7. Работа над текстом
- Кто главные герои этой сказки?
(Иванушка-дурачок и старшие братья)
- Кто может сказать какой это вид сказки?
- Почему Иванушка дурочка называют дураком, когда его поступки говорят нам об обратном? Кто же он «Иван-дурак» глупый или умный персонаж?
(Ведь дурак перехитрил барина и своих братьев. Выходит, глупость разной бывает)
Учитель: Хотя сказка про дурачка, она заставляет многих всерьез задуматься об уме и глупости.
- На какие фрагменты можно разделить сказку?
1. Три сына
2. Тень и клецки
3. Слепые овцы
4. Стол
5. Вороны
6. Пни
7. Убитая лошадь
8. Ложки
9. Корыто
10. В мешке
11. Глупый барин
12. Смерть братьев
8. Инсценировка сказки
Учитель: А теперь дети, давайте с Вами попробуем сами стать жителями этого сказочного мира. Для этого я Вам прочитаю фрагмент, который мы сейчас должны будем с вами разыграть.
Учитель: зачитывает фрагмент из сказки (тень и клецки)
- Сколько нам потребуется персонажей для этой сценки?
(Иванушка-дурачок, братья, автор)
Скажите, кто из вас кем бы хотел быть в нашей мини-постановке?
Учитель: А теперь давайте все участники выйдут к доске и попробуют сыграть выбранных героев.
9. Рефлексия
Транслируется 8 слайд
- Выберите и продолжите любое предложение
На сегодняшнем уроке я узнал…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
10. Подведение итогов урока
Транслируется 9 слайд
- О каких видах сказки вы узнали?
- С какой сказкой познакомились?
- Что вы узнали о видах сказках?
- Чему учит нас сказка?
(дети делают вывод, что Сказка учит жить не эмоциями, а умом, сначала подумать, а потом действовать)
Домашнее задание
Подготовится к чтению сказки «Иванушка-дурачок» по ролям.
Транслируется 10 Слайд
Заключение
Поставленные цели достигнуты. С первой минуты дети погружены в деятельность, что способствует обеспечению в самом начале урока высокого уровня вовлеченности в учебную деятельность. На уроке совершенствуется навык чтения, развивается читательская зоркость, обращается внимание на отдельные слова, обогащается словарный запас учащихся. Каждый ребёнок в этот момент является активным участником обсуждения проблемы.