Светлана Нестерова
Конспект по исследовательской деятельности для детей старшей группы «В гостях у профессора Почемучкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по исследовательской деятельности для детей старшей группы
"В гостях у профессора Почемучкина".
Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
• Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
• Активизировать в речи детей слова : очаг, магма, жерло, кратер, лава
Публикация «Конспект по исследовательской деятельности для детей старшей группы „В гостях у профессора Почемучкина“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• Познакомить детей с профессией вулканолога,изучение этого явления важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
• Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
• Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
• Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
• Закреплять умение изображать предмет с натуры и по представлению.
Предварительная работа:
• Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.
• Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
• Беседы о видах вулканов.
• Изготовление макета вулкана.
Материал: Компьютер, презентация «Вулканы», картинки с изображением вулканов, макет вулкана, алгоритм опыта, для изготовления «лавы» : сода, уксус, краска, моющее средство, листы бумаги, цветные мелки.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы хотели бы со мной пойти в лабораторию к профессору Поче-мучкину, чтобы он вам показал новые опыты?
Давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории.
(Ответы детей)
Воспитатель: Здравствуйте профессор! (Никто не отвечает)
Воспитатель: Почему его нет? Вот его халат, странно и ноутбук открыт. Давайте заглянем в него, узнаем, над чем же наш профессор работал. Тут какой-то секретный файл и пароль к нему.
Снежная гора, вверху – дыра, внутри – жара!
Я плююсь огнем и лавой, Я- опасный великан,
Славен я недоброй славой, Как зовут меня? (Вулкан)
Воспитатель: Ну вот, файл мы открыли. Тут фотографии какие-то и записка от профессора :
"Здравствуйте, ребята! Извините, что не смогу с вами позаниматься сегодня., очень занят. Я все приготовил вам для опытов, но меня срочно отозвали в экспедицию в Африку. Я работал над очень важным проектом по изучению вулканов. Ребята, прошу вас закончить изучение проекта и представить мне отчет. Материал в этой папке. Справитесь? Ваш профессор Почемучкин.
В: Ну что, ребята, справимся? Давайте посмотрим, какой материал собрал профессор (просмотр презентации о вулканах)
В: Послушайте, какую легенду нашел для нас профессор : «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»
В: А хотите узнать как устроен вулкан? Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется –земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. А у нас в коллекции есть пемза? Найдите ее.
Так что же такое вулкан?
Дети: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.
Воспитатель:на что похожа гора?
Д: На конус, на треугольник.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
Дети:
-На большую яму, воронку.
Воспитатель :
- Верно,вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
-Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Так же из вулкана вылетает пепел и камни.
А как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
В: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Д: Изучение вулканов.
В: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Д: Да.
В: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.
В: А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы? Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Там плодородная почва, так как пепел вулканов является дополнительным удобрением для нее.
Какие же бывают вулканы?
• Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
• Потухшие- не извергающие лаву.
• Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
• Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
• Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
Физкультминутка:
Вулканы начали «вулканить» -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века…
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
Делаем опыт.
Воспитатель :Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Для завершения нашего исследования нам необходимо его разбудить. Будем изготовлять лаву. Профессор оставил нам формулу, но я что-то не разберусь в ней. Помогайте мне. (Алгоритм опыта «Вулкан»)
Показ опыта воспитателем.
Воспитатель :Вот мы и провели наше исследование. Я думаю, профессор будет доволен. Но как мы передадим ему результаты (Варианты детей) Давайте зарисуем наше извержение вулкана и оставим рисунки профессору.
Дети рисуют вулканы, рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
Подведение итога: Что нового мы сегодня узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны и чем полезны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают? Почему это важно?