Наталья Гимазутдинова
Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Почемучкина»
КОНСПЕКТ
Непосредственно организованной деятельности «В гостях у Почемучкина»
(старшая группа)
Цель:
1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
Публикация «Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у Почемучкина“» размещена в разделах
3. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
4. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.
Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.
Словарь: семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята вы хотите отправиться в гости к профессору Почемучкину, в его лабораторию.
(Ответы детей)
Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:
Не кричат.
Не трогают без разрешения оборудование.
Работают только на своих местах.
Воспитатель: Здравствуйте, профессор Почемучкин!
Почемучкин : Здравствуйте мои юные друзья. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Мне нужна ваша помощь.
Сегодня, я хочу вас познакомить с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что то не вижу. Где же они?
Вот они маленькие … живые существа!
(показываю на подносе семена разных растений).
Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Семена.
Почемучкин : Ребята, давайте рассмотрим семена. (возьмём наши рабочие инструменты –лупы).
Расскажите, какие они?
Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.
Почемучкин : Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети: Это семена разных растений.
Почемучкин : Показываю семена (сельдерей, горох фасоль огурец, семена чёрного тюльпана).
Почемучкин : Да, дети, все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни».
Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти. (семя должно дать росток).
А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?
Дети: Земля, вода, тепло и свет.
Скажите а мы можем эти семена посадить на улице? Почему?
К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная осень. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их на волшебный поднос. На дно подноса выкладываем мягкую перину из бинта и увлажним её (увлажняю). Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться».(дети подходят выкладывают семена). Накроем сверху мягким слоем.
А теперь давайте подарим семенам частичку нашего тепла, слегка на них подуем. Итак Начнем эксперимент!
Пока наши семена согреваются, я предлагаю немного поиграть. (Пока дети играют меняем подносы с семена, которые были заранее проросшены).
ФИЗМИНУТКА
Ветер подул
В нашем саду
Через поле, через сад
Семена летят, летят.
Дети – «Семена» перебегают к противоположной стене, водящие их ловят. Игра продолжается 2 раза.
Предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется Что сначала, что потом?
Занимают свои места (рассматривают схемы)
Игра "Что сначала, что потом?"
1. Маленький горошек.
2. У нашего горошка появился белый хвостик (Появились ростки и листья.)
3. (Выросли большие листья,бутоны.)
4.? (Он зацвел, появились стручки, в которых лежат горошинки.)
Почемучкин : Ребята пойдёмте посмотрим что же происходит с нашими семенами.
Дети рассматривают набухшие семена. Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. У большинства из них появился белый «хвостик»
Почемучкин. Как вы думаете, что это за белый хвостик? (предположения детей). Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают что они «проснулись», и пора их сажать в землю.
Но для начала нужно приготовить мягкую, питательную и влажную почву. Зачем нужна такая почва? (Предположения детей.)
Дети. Полить.
Почемучкин : Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но оставалась рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой? (Предположения детей.)
Почемучкин : Тогда семечку и корешкам легче будет дышат. Воздух свободно будет проходить к ним.
Почемучкин : Семена будем класть по одному в небольшие отверстия, на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю?
Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить.
(Вытирают руки салфетками, снимают фартуки занимают свои места).
Почемучкин : Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. Мы взяли на себя ответственность за эти маленькие существа и должны сделать все, что бы им было хорошо и уютно.
Вот и подошла к концу наша встреча. Молодцы ребята, все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умнички!
Итог: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?
(будили семена) Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат)