Марина Стафеева
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему «Эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Эбру – рисование на воде»
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Место ННОД в изучаемой теме:ознакомительное.
Цель: знакомство с техникой рисования на воде «Эбру».
Приоритетная образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи приоритетной образовательной области:
• Познакомить детей с техникой рисования – «Эбру».
• Развивать способность эстетического восприятия окружающей действительности посредствам техники «Эбру».
Публикация «Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему „Эбру“» размещена в разделах
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»
• Познакомить с историей возникновения техники рисования «Эбру».
• Познакомить с оборудованием, которое необходимо для рисования в данной технике. (Шило, лоток, раствор и т. д.)
«Речевое развитие»
• Активизировать словарный запас дошкольников.
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Развивать связную речь, диалогическую речь (умение отвечать на вопросы).
«Социально-коммуникативное развитие»
• Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия.
• Развивать и поддерживать дружеские отношения детей.
• Аккуратность.
«Физическое развитие»
• Способствовать снятию психо-эмоционального напряжения дошкольников.
• Развитие мелкой моторики рук.
Планируемые результаты ННОД:
Ребёнок:
• проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, художественном творчестве).
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
• обладает развитым воображением.
• умеет принимать правила и социальные нормы при совместной деятельности.
• проявляет наблюдательность, любознательность, интересуется причинно-следственными связями.
• обладает элементарными представлениями об окружающем мире (организация жизнедеятельности паукообразных, об их питании и особенностях строения тела).
• владеет устной речью (диалогическая, использует речь для речевого высказывания в ситуации общения.
• активен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Предпосылки УУД:
Коммуникативные
• умение слушать и отвечать на вопросы;
Познавательные
• выделять существенные признаки предметов, объектов окружающего мира;
Регулятивные
• умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
• умение слушать взрослого и выполнять его инструкцию.
Используемое оборудование для педагога:
• Видеоролик.
• Мольберт.
• Магниты.
• Набор прищепок.
• Лоток для рисования.
• Краски для рисования по технике «ЭБРУ».
• Красивая коробочка.
• Шило.
• Бумажные салфетки для рисования.
• Круг с радугой цветов.
• Круг с любимыми занятиями детей.
• Круг с цветами.
• Карточки «запреты и разрешения».
• Влажные салфетки.
Используемое оборудование для детей:
• Набор прищепок.
• Лоток для рисования.
• Краски для рисования по технике «ЭБРУ» (Стаканчики)
• Шило.
• Бумажные салфетки для рисования.
• Влажные салфетки.
• Тарелочки для использованных материалов.
• Фартуки и нарукавники (одеваются до НОД).
Содержание НОД.
1 этап - подготовительный (5 минут)
Цель этапа (педагога): установление дружеских отношений, снятие эмоционального напряжения, создание мотивации к деятельности.
Цель этапа (обучающегося):
Проявление активности, интереса к совместной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Марина Геннадьевна.
Давайте мы с вами поздороваемся.
Ребята, а вы знаете, как принято здороваться в нашей стране?
Ответы детей (Говорить здравствуйте, доброе утро, добрый день или вечер, пожимать друг другу руки).
Но я хочу вас сегодня научить одному приветствию. Так здороваются жители одной волшебной страны.
Для этого нам нужно встать в круг.
Дети строятся в круг.
Упражнение «Давайте дружить»
(цель: снятие психоэмоционального напряжения).
Мы будем здороваться теми частями тела, которые я назову.
Здороваемся мизинчиками, руками, локтями, плечами, спинками, головами и т. д.
Двумя частями тела: руками и ногами, мизинчиками и плечами и т. д.
Ну вот, и поздоровались.
Ребята я хочу, чтобы мы с вами познакомились поближе. Приглашаю вас присесть на эти подушечки, и узнать друг о друге больше.
Дети присаживаются на подушечки, которые разложены на ковре.
Упражнение «Прищепки»
(цель: стимуляция осознанного выбора детей своих предпочтений и интересов; развитие мелкой моторики рук; дифференциация выполнения задания с учетом личного интереса каждого ребенка).
Я знаю, что у каждого из вас есть своё любимое занятие. Чем вы любите заниматься?
Ответы детей (гулять, рисовать, играть, смотреть телевизор и планшет).
А у меня есть вот такой круг, где нарисованы любимые занятия всех детей.
У каждого из вас есть своя прищепка.
Предлагаю вам прикрепить свою прищепку около той картинки, на которой нарисовано ваше любимое занятие.
Дети берут из коробки прищепку со своим именем и прикрепляют к понравившейся иллюстрации
У меня тоже есть своя прищепка, и я очень люблю рисовать. (прикрепляю прищепку).
Ребята, у вас есть любимый цвет?
Посмотрите, какой чудесный круг.
На ней нарисованы все цвета радуги. Я уверена, здесь есть и ваш любимый цвет. Предлагаю повесить на него свою прищепку.
Молодцы, я тоже хочу прикрепить
свою прищепку. Мой любимый цвет синий.
Вот мы и узнали друг о друге больше. Теперь я знаю, что Ваня любит гулять и его любимый цвет зеленый. А Маша и Саша любят рисовать. А Матвей смотреть телевизор и т. д.
2 этап – основной (20 минут)
Цель этапа (педагога):
Знакомство с техникой рисования «Эбру»
Цель этапа (обучающегося):
Проявление интереса, познавательной активности
Воспитатель замечает фартуки и нарукавники, в которые одеты дети.
Ребята, а почему вы так одеты?
Предположения детей (Чтобы не испачкать одежду).
А чем мы её можем испачкать? (красками)
А что же мы будем с вами делать? (Рисовать)
Сюрпризный момент.
(цель: активизация интереса,познавательной активности детей)
Я принесла вам одну коробочку. В ней находится предмет, которым мы будем сегодня рисовать.
Как вы думаете, что в коробочке?
Дети предполагают. (Карандаш,фломастер, кисточка, мелок и т. д.)
Нет, ребята, вы не угадали.
Достаю шило. Что это?
(Отвёртка, палочка и т. д.)
Это шило.
Вам интересно, как этим можно рисовать?
Да, очень интересно.
Я хочу вам показать одно видео.
(рисование в технике эбру)
Просмотр видеоролика.
Цель: обогащение сенсорного опыта (зрительное восприятие, создание мотивации к деятельности
Что мы сейчас увидели?
Ответы детей. (Очень красиво, что-то необычное, узоры и т. д.)
Эта техника рисования на воде называется «Эбру».
Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака».
Что вы почувствовали, когда увидели этот ролик? (ответы детей)
(Очень красиво, появилось желание попробовать, захотелось так же)
Я предполагала, что вам понравится и все приготовила для рисования
в технике «Эбру».
Я приглашаю вас к столу.
Посмотрите на стол.
Как вы думаете, что нам понадобится для рисования?
Дети переходят к столу с материалами для работы.
Дети рассматривают то, что расставлено на столе.
Ответы детей.
(Краски, лоток, вода, шило и т. д).
Нам нужен лоток.
Что в нем находится? Что это за жидкость?
Дети предполагают, что в лотке налита вода.
Я предлагаю вам потрогать эту жидкость.
Что вы можете сказать? На что похоже?
Дети замечают, что жидкость похожа на клей или кисель.
Это не простая вода, которая
течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки,
которое растет только в Турции или на Кавказе.
Посмотрите, что нам еще понадобится? (Краски)
Краски для этой техники рисования тоже необычные, они словно живые, сделаны из натуральных материалов. Можно понюхать. Есть какой-нибудь запах?
Дети нюхают и говорят, что краски без запаха.
Ребята, нам понадобится сухая салфетка. Салфеткой мы будем вытирать шило каждый раз, когда будем набирать краску.
Демонстрация техники.
(Цель: знакомство с техникой «Эбру», основными приемами рисования)
Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду.
Шилом набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде. Капля краски растекается по поверхности воды. Обязательно вытираю шило салфеткой. Затем вновь шило опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.
На один цвет ложится другой.
Это похоже на волшебство. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.
У нас получилось несколько кругов, и мы уже сможем сделать узор. Двигая шилом слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться.
На что похож наш узор?
Мне кажется, что он похож на волшебные облака.
Посмотрите, у меня несколько красивых кругов.
Как вы думаете, что можно сделать из этих кругов?
Сейчас я шилом отведу шилом краску от края к середине.
Что у меня получилось?
Предположения детей.
Разноцветный цветок.
Красивый? На какой цветок похож?
(На ромашку, мак, космею)
Как же у меня получился такой цветок?
Ответы детей. (Вы отвели шилом краску от края к середине, как - будто разделили кружок на лепестки).
Мы с вами говорили, что краски «живые», повторить этот рисунок уже нельзя, потому что в следующий раз краски могут двигаться по другому направлению.
«Эбру» - это танец красок на воде, которые, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.
Теперь мы этот рисунок отпечатаем на листе бумаги. Лист бумаги опускаю на воду, слегка провожу по нему шилом, для того, чтобы лист бумаги плотнее лег на воду, чтобы между ними не образовалось воздушных пузырьков, и рисунок хорошо отпечатался.
Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.
(Прошу одного из детей помочь).
Посмотрите, что у нас получилось.
Сейчас мы разместим этот рисунок на выставке. Скоро здесь будут и ваши рисунки.
А сейчас предлагаю вам пофантазировать, проявить творчество. Но прежде, чем вы приступите к рисованию, мы должны обсудить правила рисования.
Упражнение «Правила»
(Цель: развитие способности к регуляции своей деятельности, развитие произвольной сферы детей)
Шило, которым мы будем рисовать, острое. Чем оно опасно?
Можно уколоться. Или уколоть других.
• Поэтому с шилом обращаемся осторожно.
На слайде появляется следующий знак.
Как вы думаете, что обозначает этот знак?
Предположения детей.
(Краски нельзя пробовать, есть, брать в рот)
Ребята, я с вами согласна, краски пробовать нельзя.
Посмотрите внимательно на третий знак, что он нам запрещает?
Дети предполагают, что водный раствор в лотке нельзя пить, пробовать на вкус.
• Нельзя пить воду.
Мы знаем, что нам делать нельзя,
а что нам делать можно?
Посмотрите на разрешающие знаки и объясните их.
• Можно рисовать.
• Дружить, помогать друг другу.
• Фантазировать.
Дети размышляют (можно рисовать, помогать друг другу, дружить и фантазировать).
Игра «Можно-нельзя».
(Цель: разгрузка опорно-двигательного аппараты, смена детской деятельности, подготовка к творческой активности)
Чтобы лучше запомнить наши правила, я вам предлагаю немного
поиграть. Если я назову то, что делать нельзя, то вы должны топать ногами. Если я назову то, что делать можно, хлопайте в ладоши.
«Можно красиво рисовать»
«Можно уколоть соседа»
«Можно попробовать краски»
«Можно выбирать цвета»
«Можно пить раствор»
«Можно фантазировать»
Молодцы ребята, вы хорошо запомнили все правила.
А можно правила нарушать?
Я приглашаю вас занять места за рабочими столами и приступить к творчеству.
Я хочу вам напомнить, что вам нужно каждый раз вытирать шило салфеткой перед тем, как набирать краску.
Творческая активность.
(Цель: проявление самостоятельной творческой активности)
На данном этапе предусмотрена дифференциация индивидуальных возможностей каждого ребенка,
при необходимости оказание помощи и эмоциональная поддержка застенчивых и тревожных детей)
Дети погружаются в мир творчества, воспитатель наблюдает и помогает тем ребятам, которые испытывают затруднения.
Дети подходят к столам с лотками и начинают рисовать.
Постепенно предлагает детям, которые уже закончили, отпечатать свой рисунок на листе бумаги и разместить их на выставке.
Молодцы, посмотрите, какие рисунки у нас получились!
Дети рассматривают рисунки своих друзей, помогают отпечатать и разместить на выставке.
3 этап – рефлексия (5 минут).
Цель этапа (педагога):
Стимулировать способность ребенка к самоанализу и оценке собственной деятельности
Цель этапа (обучающегося):
Оценить трудность выполнения деятельности, выразить отношение к процессу и результату деятельности
Методический прием «Детская индивидуальность»
(Цель: демонстрация каждому ребенку его значимости, индивидуальности)
Я очень рада, что познакомилась с вами. Вы очень интересные ребята. Я узнала, чем вы любите заниматься и какой у вас любимый цвет. Я узнала, что Ваня любит гулять и его любимый цвет зеленый. А Маша и Саша любят рисовать, а Матвей смотреть телевизор и т. д. (Обязательно называется каждый ребенок).
Ребята, когда вы сегодня придете домой, что вы расскажите своим мамам и папам?
Ответы детей.
(Мы рисовали шилом.
Мы рисовали на воде, а потом перенесли рисунок на бумагу. Краски как живые).
Как называется эта техника рисования? Кто запомнил это интересное слово?
Что вы можете рассказать своим друзьям про эту технику рисования?
Ответы детей. (Мы рисовали на воде. Мы познакомились с новой
техникой рисования.)
А если вы захотите узнать про это рисование еще больше, где можно об этом узнать?
Ребята, у меня есть трехцветный круг.
Прикрепите свою прищепку на зеленый цвет, если у вас все получилось и не возникло трудностей.
На желтый цвет – у вас все получилось, но немного было трудно.
Красный цвет – вам было трудно.
Дети достают прищепки из последней коробочки и прикрепляют на подходящий цвет на круге.
Ребята, у меня тоже есть прищепка, я хочу ее прикрепить на зеленый цвет круга, потому что мне с вами заниматься было интересно и легко. Мне очень понравились рисунки, которые у вас получились. Это настоящие произведения искусства.
Но нам с вами пора прощаюсь. До свидания.