Елена Дунилина
«Волшебный танец красок». Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в технике «эбру» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по нетрадиционному рисованию в технике Эбру на тему:"Волшебный танец красок"
Форма занятия: Творческая мастерская
Цель: Сформировать у детей представление о технике рисования на воде - эбру
Задачи :
Воспитательная:
-Воспитывать уверенность в своих творческих возможностях, самостоятельность, аккуратность.
Развивающая:
-Развивать художественный вкус, чувства композиции, цветовосприятие, способ-ность видеть и понимать прекрасное.
-Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
Образовательная:
- Познакомить детей с различными художественными материалами и инструмен-тами техники рисования на воде Эбру.
-Способствовать овладению приемами рисования красками Эбру.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Познавательное развитие.
Виды детской деятельности: изобразительная, общение со взрослым и сверстни-ками (ситуативно-деловое) игровая, речевая, двигательная, познавательно-исследовательская, элементарная трудовая деятельность.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы; обогащение словаря (Эбру)
Социально-коммуникативное развитие: взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, эмоциональ-ной отзывчивости
Физическое развитие: развитие крупной и мелкой моторики, обогащение двига-тельного опыта детей (гимнастика для глаз, физминутка)
Познавательное развитие: знакомство с историей возникновения техники рисования Эбру закрепление представлений о цвете.
Планируемые результаты:
-овладение первоначальными техническими навыками рисования на воде в техни-ке «Эбру»
- умение соблюдать последовательность в работе, выбирать нужные инструменты и правильно их использовать
-проявление индивидуальности и самореализации.
Технологии: здоровьесберегающая, технология проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированная, игровая.
Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы, объяснение, пояснение, педаго-гическая оценка, информационно-рецептивный (показ образцов, видеоролика, показ способов действия, метод проблемного изложения (постановка проблемы и реализация путей ее решения, практический (практические действия заданного содержания,эвристический метод (изготовление собственного узора, метод «подмастерья» (позиция сотрудничества, сотворчества).
Приемы руководства деятельностью детей:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: приглашение в волшебную мастерскую.
Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: вопросы, создание развивающей среды; беседа; создание проблемной ситуации; анализ и выводы;
2. Приемы организации практической деятельности детей: нетрадиционные техники рисования; показ видеоролика; продуктивная деятельность;
3. Приемы поддержания интереса у детей: физкультурная пауза; музыкальное сопровождение; чередование видов деятельности;
4. Приемы оценки и самооценки: вопросы, поощрение.
Создание среды для организации и проведения занятия:
-рисунки в технике Эбру
- фартуки по количеству детей
-впитывающие салфетки-подложки по количеству детей
- прямоугольные лотки по количеству детей
- краски для рисования на воде
- основа для рисования на воде
- деревянные палочки по количеству детей
-пластиковые вилочка по количеству детей
- салфетки;
- бумага по количеству детей
-контейнеры для использованных салфеток по количеству детей
- проектор, ноутбук
Форма организации: подгрупповая.
Медиатека: видеоролик " Рисование на воде - Эбру"
Ход занятия: Дети под музыку Шаинского "Улыбка" входят в зал.
1. Орг. момент
Воспитатель:
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуйте, коллеги уважаемые!
Здравствуйте, ребятки дорогие!
Рада встрече с вами я!
Меня зовут Елена Николаевна.
Ребята, у нас гости, давайте поздороваемся с гостями!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Вот таких веселых и дружных детей я приглашаю совершить чудесное открытие, а вот какое, вы узнаете, если побываете в волшебной творческой мастерской.
Для того чтобы туда попасть, нам нужно закрыть глаза и произнести слова. «Раз, два, три - в мастерскую попади!»
Восп: Ну, вот мы и на месте! Обратите внимание на выставку красивых, творческих, волшебных рисунков, а волшебные они потому, что на них не рисовали, а рисунок появился. Хотите узнать, как это получилось? (ответы детей) Но сначала ответьте:
-Вы, любите рисовать?
Дети: Да
Восп: А чем вы любите рисовать?
А на чем вы рисуете? Ответы детей.
- А можно ли рисовать на воде? (нет)
- Почему? (краски растворяются в воде)
Скажу вам по секрету: Оказывается можно рисовать на воде! Но как это сделать? Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать?
А узнала я о таком необычном рисовании на воде прочитав сказку про капельку:
«Жила-была капелька, и решила она упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета, появились роскошные розы, упала капелька жёлтого цвета, вспыхнули мимозы, упала капелька розового цвета, расцвели тюльпаны, упала капелька синего цвета, распустились незабудки, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!» Эта техника рисования на воде называется «Эбру»(Хоровое и инд. проговаривание) В переводе слово «Эбру» означает "Облако". Краски плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань. Ну, что ребята, теперь вы поняли в какой технике выполнены рисунки на выставке? Давайте еще раз назовем эту технику рисования на воде - Эбру. Искусство такое необычное зародилось в Турции много тысяч лет назад, а потом появилось в России. Оно очень понравилось и взрослым, и детям. Есть такая поговорка, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть!
Видеоролик «Эбру» (Эбру - это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растека-ется в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желае-мую форму. (просмотр под музыку Чайковского из балета Щелкунчик)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть — чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда? Хотите научиться рисовать на воде? Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру.
Физминутка под музыку "Дети любят рисовать"
Я приглашаю вас к столу и прошу надеть фартуки, что бы защитить одежду.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
Вся красота техники Эбру в том, что любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде.
Посмотрите, пожалуйста, что нам для этого понадобится: лоток с водой в кото-рой добавлен загуститель из горной колючки Гевен, по три баночки со специаль-ными красками, по 2 острых деревянных палочки, пластиковые вилочки, листы чистой бумаги. Так же нам нужны будут бумажные салфетки, контейнер для ис-пользованных салфеток, поднос для рисунков. А сейчас для вас правила безопасности: воду, краски, острую палочку, вилочку используем только для рисования.
Правила не только знай,
Но и четко соблюдай!
«Спинки держим мы ровней, Дышим глубже и бодрей»
Итак, берем палочку, набираем краску и опускаем в воду, не касаясь палочкой дна. Опускаем палочку не спеша, чтобы краска могла стечь. Ждем, когда он расплывется. Ставим такие же круги в других местах. После этого вытираем палочку салфеткой, макаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия. Каждый раз, когда вы хотите макнуть палочку в другую краску, ее необходимо тщательно протереть салфеткой, чтобы краски в баночке не смешивались. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.
У нас получилось несколько цветовых кругов и мы уже сможем сделать узор. Дви-гая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться. Далее мы берем пластиковую вилочку, которой мы растягиваем краски по поверхности жидкости плавными движениями, идущими за рукой. В волшебном танце они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на краски, что вы заметили?
Дети: краски плавают, не тонут, не растворяются.
Воспитатель: молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные!
Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги. Для этого берем лист бумаги за противоположные уголки и аккуратно опускаем его в лоток и произносим в слух волшебные слова:
Один, два, три, четыре, пять
Будем чудо в гости звать
Вынимаем лист, строго по краю лотка, чтобы убрать лишнюю жидкость. Кладем рисунок на поднос. Ребята, посмотрите, вы сотворили чудо! Узоры на ваших рисунках уникальные, их никто не сможет повторить. Давайте пофантазируем, на что похожи ваши рисунки? Ответы детей. этим рисункам обязательно нужно высохнуть. Как только это произойдет, вы сможете поместить их в рамку или сделать открытку в подарок.
А сейчас, ребята, давайте устроим выставку! Возьмите подносы с рисунками и поставьте на столе. Посмотрите, какая красивая выставка у нас получилась!
А нам пора возвращаться в Детский сад. Снимаем фартуки и аккуратно вешаем их на спинку стульчика. Давайте произнес м волшебные слова, чтобы вернуться в детский сад:
Топнем два раза, хлопнем три раза
И в детском саду окажемся сразу.
Рефлексия
Восп. : Вот мы и вернулись в детский сад!
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Какое чудесное открытие вы сегодня совершили?
- Как называется техника рисования на воде?
-Вам понравилось работать в технике Эбру?
-Что для вас показалось трудным в этой технике?
Восп: Ребята, я рада, что сегодня вы совершили для себя чудесное открытие - это необычное искусство рисования на воде-эбру, и оно вам понравилось. Теперь вы сами сможете научить своих друзей так рисовать.
Восп: Спасибо вам ребята, за прекрасное общение. Вы активные, творческие, любознательные. Мне с вами было весело и интересно! Примите от меня на память корзиночку с подарками.