ИСТОМИНА зИНАИДА
Воспитание патриотических качеств личности дошкольников средствами физической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
Воспитания патриотических качеств личности дошкольников средствами физической культуры,
Составила и провела: инструктор по физической культуре Истомина З. А.
Патриотическое воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми нами, кто имеет отношение к детям.
Чувство любви к Родине – одно из сильнейших чувств, без которого человек несовершенен, не чувствует корней, поэтому так важно начинать это еще в дошкольном возрасте. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.
На мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения является физическое воспитание, занятия физической культурой и спортом
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение праздников, досугов таких как «День здоровья», «Масленица», «Праздник лета – День защиты детей», «Сабантуй», «День народного единства» и т. д.
1. Работа семейного клуба: «Здоровячок»
Подобные праздники, досуги проходят с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Перед игрой рассказываем о культуре и быте того или иного народа.
Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РФ.
в процессе организации спортивных эстафет совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.
3. Отдельным направлением патриотического воспитания подрастающего поколения в ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить, как интеграцию различных видов детской деятельности детей. Это и День защитника Отечества, День Победы. День защитника Отечества – все мероприятия, посвящённые этому празднику, создают радостное восприятие этого дня; формирует патриотические чувства, гордость за родную страну; воспитывает у детей чувство уважения к российской армии, любви к родине; учит мальчишек быть защитниками. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, или параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.
Центральным, стержневым моментом является самый торжественный праздник-День Победы. Экскурсия и возложение цветов к Вечному огню, встречи с ветеранами ВОВ, чтение стихов, слушание рассказов воспитателей и родителей о героях, участие в акции «Бессмертный полк», музыкально-физкультурные праздники «Уроки мужества», «Помним, гордимся», «День Победы» и т. д. - это те мероприятия, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.
Военно-спортивная игра «Зарница» является одной из форм, которая насыщена целью воспитания у детей чувства взаимопомощи, выдержку, находчивость, смелость, упорство, умение сплоченно действовать в сложных ситуациях, ответственное отношение к поставленной задаче.
Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, педагогов и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.