наталья селезнева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной логопедической группе «Страна Математики. Арифметические задачи»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в логопедической подготовительной к школе группе №6 «Колокольчик» : «Страна Математика (повторение, мать учения)»
Цель: воспитывать любовь к математике; закрепить знания детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной логопедической группе „Страна Математики, Арифметические задачи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости.
Материалы : 2 письма Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов; наглядный материал для решения арифметических задач; буквенно – числовые карточки от 1 до 10.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Сегодня мне принесли письмо. Это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот,, что она пишет. (конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами)
1 письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам Царица Математики. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил силуэты из геометрических фигур в моем городе, совершенно не знает цифр, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве – государстве! Дорогие дети, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Воспитатель:
Ну что, дети, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?
Дети:
Да, да, поможем!
Воспитатель:
А как же попасть в это царство? Я кажется знаю… Но это совсем не просто, для этого нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Царица Математика.
1задание. Внимательно слушайте вопросы и давайте правильные ответы.
(воспитатель бросает мяч – дети отвечают на вопросы и в процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами.)
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в недели? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько у человека пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько у человека пальцев на двух ногах? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9)
Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку (выходит ребенок и выкладывает числовой ряд). А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль», если не могут прочитать, то читает воспитатель (на обратной стороне написано слово «Математика». И так мы с вами в математическом государстве.
2 задание. Геометрические фигуры. Дидактическая игра «Узнай меня». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:
1. Я многоугольник, имею 3 стороне (треугольник).
2. Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат).
3. Я не многоугольник, меня можно катать (круг).
4. У меня нет углов, но я не круг (овал).
5. Я четырех угольник, похож на юбочку (трапеция)
6 Я четырех угольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник).
Молодцы, все фигуры назвали правильно. А сейчас мы будем работать с карточками. У каждого на столе лежит карточка с изображением геометрических фигур. Вы должны внимательно рассмотреть свою карточку и точно рассказать, как расположены фигуры на вашей карточке (фронтальный опрос детей) :
1 Где находится прямоугольник?
2. Какая фигура находится в центре?
3. Какая фигура находится в левом верхнем углу?
4. Какая фигура находится в нижнем правом углу?
5. Какая фигура находится под квадратом?
6. Какая фигура находится над прямоугольником?
7. Где находится треугольник?
(При этом карточку можно поворачивать в разные стороны, изменяя расположение фигур, и задавать те же вопросы.)
Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находится карточка с изображением из пуговиц геометрическая фигура, ребенок обследовать ее, ощупывает и называет фигуру.
Дидактическая игра-головоломка «Танграм» :
. Цель: Научить детей самостоятельно играть в игры-головоломки, уметь выкладывать из комплекта геометрических фигур, самые различные силуэты.
Задачи : Развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
Развивать мелкую моторику, для подготовки детей к школе.
Воспитывать терпение и усидчивость.
Дети из геометрических фигур выкладывают различные силуэты. Вы славно потрудились и давайте отдохнем.
Физкультминутка:
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть –тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
3 задание. «Сосчитай – ка». Цифры такие непоседы. Они постоянно путаются. Помогите, дети, поставить их правильно.
Игра «По порядку становись!». Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись!» дети строятся по порядку. А теперь цифры надо поставить наоборот.
Работа за столами. Работа с числовым рядом: выложите цифры от 1 до 10 (берете цифры правой рукой и выкладывайте слева на право).
1. Назовите самое маленькое число?
2. Самое большое?
3. Сколько единиц в числе 5? 8? 17
4. Я задумала число, оно меньше 5 на единицу. Какое это число?
5. Назови предыдущее число 6. 10.
6. Назови последующее число, числа 7. 10.
7. Назови «соседей» числа 8. 6.
Игра «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют цифру.
Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Сравни числа (работа у доски). Какие знаки сравнения чисел вы знаете? (больше, меньше, равно). Нам надо правильно сравнить цифры:
3 и 5 2и 10 4и 9
6 и 6 9 и 5 3 и 4
4 и 7 2 и 4 8 и 5
Молодцы, дети, и с этим заданием то же справились.
4 задание. Решение задач. А кто мне скажет, из каких частей состоит задача?
(Условие, вопрос, решение, ответ.) Молодцы, а теперь приступаем к решению логических задач.
Задачи :
1. Пять котят песок копают, три на солнце загорают,
Два купаются в золе. Сколько всех? Скажите мне? (10)
2. Четыре мышки – хохотушки, очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять, прибежали еще пять,
Очень дружно они пели - всех их было ровно (9)
3. Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 – стакан пустой)
4. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов было в вазе? (в вазе было только 3 тюльпана)
5. Вот задумал еж друзей пригласить на юбилей
Пригласил двух медвежат, троих зайчат и пять бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей? (10)
6. Помогите посчитать: промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать, и резинка, чтобы пятна подчищала аккуратна,
И пенал, и карандаш, и букварь приятель наш.
Сколько же вещей в портфеле? (7)
7. Я, Сережа, Коля, Ванда волейбольная команда.
Женя с Игорем пока – запасных два игрока.
А когда подучатся, сколько нас получится? (6)
8. Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.
Вместе с лисой – зайка косой.
Следом за ним – еж и лягушка.
Сколько игрушек расставил Андрюша (6)
9. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка)
Воспитатель: а теперь я хочу, чтобы вы решили обычные задачи (фронтальный опрос)
1. На ветке висело 4 яблока, 2 яблока сорвали. Сколько яблок осталось на ветке? (2)
2. Мама купила 7 груш, Миша съел 4 груши. Сколько груш осталось на тарелке? (3)
3. Шесть веселых медвежат, за малиной в лес спешат,
Но один малыш устал, от товарищей отстал
А теперь ответ найди сколько мишек впереди? (5)
Вы справились! Молодцы (можно предложить ребенку попробовать составить свою задачу)
Перед тем, как приступить к следующему заданию сделаем пальчиковую гимнастику с массажным шариком «Су – джок» :
«Дни недели»
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали, плясали,
Дни недели – посчитали!
5 задание. Реши примеры. Дети вы молодцы! Вы сегодня выполнили все задания правильно, но вам нужно справиться еще с одним заданием. А задание это состоит в том, что мы должны решить примеры:
3 + 3 = 8 – 5 = 4 + 3 =
7 +2 = 9 – 4 = 5 - 2 =
6 +1 = 4 +0 = 10 – 1 =
Молодцы дети! Как вы хорошо справились с заданием.
6 задание. «Опыт». Перед опытом немного разомнемся:
Игра «Маланья»
У Маланьи, у старушки
( Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показывая «избушку».)
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,
(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели,
(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…
(Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
Воспитатель: молодцы, дети, вы прекрасно справились со всеми заданиями : назвали пароль, построили разрушенные силуэты статуй, поставили правильно числа в числовой ряд и сравнили их, решили правильно задачи и примеры. Ну, а теперь нам пора возвращаться из математической страны. А для того. Чтобы мы нашли дорогу домой, Царица Математики прислала нам маршрут. Он находится в этом киндер – сюрпризе. Но вот беда, киндер - сюрприз попал в воду, и мы должны его достать. Но есть одно условие: нельзя опускать руку в кувшин. Как же нам это сделать (ответы детей). Я помогу вам. Для того, чтобы справиться с заданием нам понадобятся вот такие пластилиновые шарики. Я буду опускать их в воду, а вы называйте какой шарик по счету я опускаю. (первый, второй) Правильно. Посмотрите, что произошло: с помощью шариков уровень воды поднялся, и мы смогли достать капсулу, не опуская руки в кувшин. Нам осталось только нарисовать маршрут. У вас на столах листочки, красной точкой обозначено наше местоположение, а это наш д/сад. Если вы правильно будете выполнять все мои указания, то мы доберемся до нашего д/сада. Карандаш поставьте в красную точку и в путь. (графический диктант)
Вот мы и дома, в д/саду. Все математические приключения позади. Дети, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Дети: совсем нетрудно, а даже интересно!
Входит младший воспитатель и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: большое спасибо. Кто бы мог быть (воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь.)
2 письмо Царицы Математики : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок. И все вы награждаетесь медалями «За успехи в изучении математики»».
Царица Математики
Воспитатель: дети, благодаря знаниям, полученным в д/саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Вы скоро пойдете в школу и узнаете там много интересного. (звучит фонограмма песни «Чему учат в школе»)