Ирина Чусовитина
Конспект сюжетно-ролевой игры по ФГОС в старшей группе «Семейная поездка на дачу»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Задачи:
1. формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье;
2. формирование и развитие игровой деятельности:
3. расширение представлений об окружающем мире:
* познакомить с видами деятельности на даче;
* закрепить знания о последовательности выращивания плодово-ягодных культур;
* закрепить знания о столярных инструментах, их назначении;
* закрепить знания о правилах сервировки стола;
4. развитие творчества (собственноручное изготовление атрибутов, использование предметов-заменителей, импровизация в игровых действиях).
2. Подготовка к игре:
Дата Подготовка
Темочки:
атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Май 2016 1. Изготовление атрибутов для основного сюжета :
*овощи-фрукты
*садово-огородный инвентарь (лопаты, грабли; ведерки; совочки)
2. Изготовление и подготовка имеющихся игрушек (вёдра, лейки, посуда, столярные инструменты, семена, коляска, кукла, (соска, бутылочка, одеяльце, кубики - для обозначения грядок, полотенца);
4. Сооружение семейного автомобиля;
3. Сооружение построек в группе. 1. Беседа с детьми на темы «Труд взрослых», «Моя семья», «Что можно посадить на огороде»
2. Чтение стихотворения «Дача» (Деньков Д. А);
3. Рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда;
4. Рассматривание овощей и фруктов.
1. Показ для детей игровых действий:
* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)
*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)
3. Обучение переходу от основного сюжета к сопутствующим (переносу игровых действий с одних игрушек на другие - из зоны в зону).
4. Закрепление знаний по правилам размещения и поведения в автомобиле (за рулём - взрослый, дети на переднем сидении не сидят, перед отправлением в путь - всем необходимо пристегнуться).
3. Перспективный план подготовки к игре «На даче»
Основной сюжет Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Работа в огороде
*Папа
*Мама
*Бабушка
*Дедушка
*Сын
*Дочь
*Овощи-фрукты
* Садовый инвентарь (лопаты, грабли, вёдра, лейки)
* Кубики для обозначения грядок
*Копаем
*Сажаем
*Поливаем
*Полем
*Собираем урожай *Ну-ка вместе, ну-ка дружно!
*Подайте, помогите пожалуйста
*Нужна помощь
*Какие молодцы!
*Спасибо большое!
Сопутствующие сюжеты
* Автомобиль
*Папа
*Мама
*Бабушка
*Дедушка
*Старший сын
*Дочь * Построенный автомобиль
*Укладываем в автомобиль то, что везём с собой (багаж)
*Рассаживаемся
по местам, пристёгиваемся
*Беседуем в пути *Все сели?
*Пристёгиваемся!
*Поехали!
* Строители
*Дедушка
*Старший сын
*Папа
* Строительные инструменты
*Пилим
* Забиваем гвозди
*Мастерим *Смотри, сынок!
*Ну-ка помоги!
Кухня *Мама
*Бабушка
*Дочь
* Посуда
* Продукты
*Полотенце
*Варим обед
*Кипятим чайник
*Накрываем на стол
*Обедаем
*Моем и вытираем посуду *Включи плиту
*Помой овощи
*Почисти картошку
*Поставь чайник
* Помоги, пожалуйста!
* Пора обедать!
*Все к столу!
*Приятного аппетита!
*Спасибо
*Кто помоет посуду?
* «Дочки-матери»
*Мама
(*Бабушка)
(*Дочь) * Кукла-малыш, коляска, одеяльце, соска, бутылочка *Пеленаем куклу
*Кормим её
*Укладываем спать *Ты моя хорошая!
* Давай кушай
*Баю-бай, глазки закрывай
4. Ход игры
1. Воспитатель вводит в игровую ситуацию.
Чтение стихотворения «Дача!» (авт. Деньков Д. А.) :
Осмотрись на даче летом –
Всё по-летнему одето:
И шиповник с розою,
И дубок с берёзою.
Всё подобрано на славу –
Вот придумала забаву
Одеваться как модель
В уголке за дубом ель!
Рядом яблонька смеётся,
Словно барышня стоит,
Вот ещё раз улыбнётся,
Да румяным угостит…
Вечер, лето, да на даче –
Соловей по грядкам скачет,
Лишь чуть-чуть в углу немножко
Греет печка у окошка,
Мама вновь: «Давай-ка спать,
Завтра рано уезжать…»
Я проснулся с ранним светом –
Хорошо на даче летом!
Б. После чтения стихотворения с детьми, беседа на тему «Моя семья», «Труд взрослых на огороде». Безусловно, как правило, является основная работа в огороде – посадка и выращивание плодово-ягодных культур, после чего беседа с детьми раскрывает тему «Что можно посадить в огороде» с рассматриванием овощей и фруктов, которые выращивают дома.
В. Изготовление муляжей овощи и фрукты, которые станут необходимыми в процессе игры.
Г. Воспитатель предлагает детям ответить на ситуативный вопрос:
* «Чем можно заняться на даче кроме работы в огороде?»
В ходе обсуждения и предложений уточняются действия. В этом случае воспитателем осуществляется показ для детей игровых действий:
* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)
*использование строительных инструментов (молоток, пила, гвозди и др.)
Здесь же предлагается рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда.
Исходя из этого, помимо основного сюжета «работа в огороде» выявляются сопутствующие сюжеты, которые непременно будут включены в игру. Это: «автомобиль», «кухня», «строители», «дочки-матери».
* «Что мы можем взять с собой на дачу?»
Здесь выявляются все атрибуты, которые будут включены в игру– это: садово-огородный инвентарь, посуда, продукты для приготовления обеда, строительные инструменты, коляска, кукла. Назовём это всё багажом.
2. Распределение ролей. Дети самостоятельно выбирают роли. Воспитатель наблюдает и подсказывает. Чтобы избежать каких-либо конфликтных ситуаций, воспитатель предлагает разделиться на подгруппы из 6 человек по принципу «Кто с кем дружит» или по «Считалочке» и проиграть сюжет несколько раз в разных составах. Обязательно сообщить всем желающим, что играть можно неограниченное количество раз и проявить себя в любой роли.
3. Оформление игрового пространства:
* определение места игры (группа или участок на улице);
* распределение зон на территории (автомобиль (гараж, огород, кухня, столярная мастерская);
* расставление атрибутов в каждой зоне.
4. Игровые действия:
*. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа.
Идёт ситуативная беседа;
*. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж.
*. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, засеиваем его. Поливаем с помощью лейки. Пропалываем грядки. Собираем созревший урожай. Всё происходит с элементами обучения и поддержки «взрослыми» «детей».
*. В огороде остаются участники-мальчики, участницы-девочки перемещаются в зону кухни.
*. На кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол.
*. Участницы сюжета «кухня» зовут обедать оставшихся в огороде. Обедаем. Моем и вытираем посуду.
*. Участники-мальчики отправляются в строительную мастескую. Самостоятельно выбирают род деятельности с использованием строительных инструментов.
*. Тем временем участницы-девочки кормят, пеленают и укладывают спать малыша-куклу.
*. В случае возникновения конфликтных ситуаций в ходе игры, воспитатель включается в сюжет в роли председателя садово-дачного товарищества, что подразумевает его компетенцию в разрешении любого спора.
5. Окончание игры
* «Окончание выходного дня на даче»;
* Переход к другому виду деятельности:
** беседа-обсуждение
** рисование
** лепка
* В случае игры на участке – завершение прогулки (режимный момент).
6. Оценка игры
В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:
* активность внутри сюжета;
* желание перейти от сюжета к сюжету;
* желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.
После игры рекомендуется перейти к другим видам деятельности:
1. провести беседу на темы:
* «Что понравилось? Что не понравилось?»
* «Что можно добавить?»
2. Тематическое рисование: «Кем я хочу быть в игре «На даче»?»