Елена Попова
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Мыло и его секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
открытой образовательной деятельности
по познавательному развитию
для детей подготовительной
к школе группы
на тему :
Подготовила
воспитатель
МБДОУ д/с № 37
Попова Е. М.
г. Елец, ноябрь 2020 г.
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию „Мыло и его секреты“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Цель:развитие познавательного интереса детей к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами мыла и его разновидностями.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное, детское, жидкое);
-закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни;
-активизировать у детей представления о свойствах мыла: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;
- расширять активный словарь детей,упражнять в словообразовании.
Развивающие : развивать сенсорные навыки, зрительное восприятие, внимание, память;
развивать исследовательские умения детей.
Воспитывающие: воспитывать КГН, умение взаимодействовать с другими детьми, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Материалы и оборудование: мыло различных видов (жидкое и туалетное, хозяйственное, фигурное); тарелочки пластмассовые; пластиковые стаканчики, трубочки; влажные салфетки,миски для разведения мыла; средство для мытья посуды; мыльные пузыри, фартуки и нарукавники для работы; ноутбук, проектор.
Ход проведения ОД:
Воспитатель с детьми входят в группу и встают в круг.
Воспитатель: Давайте, ребята, поприветствуем друг друга.
«Утром солнышко проснулось
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбки подарило.
Оглядело все вокруг
Слева друг, справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте! Доброе утро!»
А сейчас, дети, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Дети, вы знаете,сегодня, когда я пришла на работу, я обнаружила в группе вот такую красивую коробку.
Посмотрите, на ней написан адрес:
«Кому: детям подготовительной группы.
От кого: от Мойдодыра»
Вы знаете конечно, кто такой Мойдодыр?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, Мойдодыр приглашает нас сегодня в свою секретную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
Воспитатель: Мы с собой возьмем нашу посылку. Но прежде чем мы отправимся в лабораторию нам нужно превратиться в учёных, давайте произнесём волшебные слова, я буду говорить, а вы за мной повторяйте:
«1, 2, 3, 4, 5 –
Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в учёных превратились!»
Воспитатель: Ну что же ребята, мы превратились в настоящих учёных. Вы наверно знаете, что в лаборатории ученые работают в специальном костюме, чтобы не испачкать свою одежду и защитить кожу от попадания различных веществ. Вот и мы с вами сейчас оденем вот такие фартучки.
(дети и воспитатель одеваются).
Воспитатель: Прежде чем начать эксперимент, я вас сейчас ознакомлю с правилами поведения в лаборатории.
(на фланелеграф выставляется памятка, дети совместно с воспитателем рассматривают и обсуждают.
1. Соблюдай тишину в лаборатории.
2. Не трогать ничего без разрешения.
3. Не пробовать ничего на вкус.
4. Соблюдать осторожность.
5. Не мешать своим товарищам.
А теперь нам предстоит узнать, с чем мы будем экспериментировать, может мы узнаем это, открыв эту посылку? Не открывается, здесь листок с загадкой, давайте попробуем отгадать :
«Похоже на пряник и разного цвета,
Собрало в себе запах трав всего света.
Ребята охотно им моют ладошки,
Не любят его лишь собаки и кошки»
Дети: (отвечают)
Воспитатель: Молодцы, угадали (открывает коробку, в ней мыло)
Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какое мыло по форме. Какое у тебя, Алина, а какой формы мыло у тебя, Матвей? Отличается ли оно по размеру, по цвету? А теперь давайте понюхаем мыло. У меня в руках мыло, которое пахнет клубникой, значит это мыло клубничное. Артем, попробуй теперь ты определить аромат мыла и сказать какое оно. Что напоминает тебе аромат этого мыла?
Ответ ребё нка: Оно напоминает лимон.
Воспитатель: Если мыло с ароматом лимона, значит оно….? (лимонное)
Воспитатель вместе с детьми приходят к выводу: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Мыло бывает разное по цвету, форме, размеру, по запаху.
Воспитатель: Ребята посмотрите, в нашей посылке есть ещё вот такой кусок мыла. Давайте его рассмотрим. Воспитатель показывает детям хозяйственное мыло.
Дети рассматривают, передают друг другу.
Воспитатель: Какое-то оно не такое. И запах совсем необычный. Оно не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло?
Воспитатель: А кто-нибудь знает, как оно называется?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Такое коричневое мыло, с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать, мыть игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, ребята ещё в посылке находится мыло надписью «Детское».
Воспитатель: Интересно, почему оно называется детским?
Дети: Потому что им моют маленьких детей.
Воспитатель: Да, его используют для купания маленьких деток, потому что
оно безопасно для них, не раздражает их нежную кожу, в нем нет красителей.
Воспитатель : Ребята, а зачем вообще нужно мыло?
Дети: Для того чтобы умываться, мыть руки.
Воспитатель: А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми.
Дети: Можно, но с мылом будет чище.
Воспитатель: Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь. Смотрите, что я вам покажу - в таз с водой я насыплю перец, он похож на микробы, которые появляются на наших руках, а теперь капну жидкое мыло. Ребята, что произошло с микробами? (Ответы детей).
Дети: Микробы убегают.
Воспитатель: Дети, какой же вывод мы с вами можем сделать, какое самое главное предназначение мыла?
Дети: Оно убивает микробы.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мыло существовало не всегда. Были времена, когда люди не мылись вовсе или мылись просто водой. Хотите узнать, как же появилось мыло? Я приглашаю вас к нашему экрану.
Просмотр ролика из истории мыла.
После просмотра воспитатель проводит гимнастику для глаз.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Вращать глазами по кругу.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле
.
Воспитатель: Дети, из каких же веществ люди сделали первое мыло? (из золы и жира).А потом постепенно стали добавлять в него различные вещества- красители, чтобы мыло получалось разных цветов; ароматные добавки, чтобы мыло имело приятный запах. И постепенно мыло стало выглядеть так, как им мы его видим в магазинах.
Воспитатель: Дети, вы знаете, что у мыла есть свои секреты? Хотите их узнать?
Я приглашаю вас присесть за столы,давайте проведем наш первый опыт.
В прозрачные стаканчики налита тёплая вода.
- Какая вода?А какого цвета?
Ответы детей: тёплая,без цвета - чистая и прозрачная.
Воспитатель: Вот, у вас на тарелочках есть натёртое мыло, давайте насыплем его в стаканчики с водой, немного помешаем его и понаблюдаем, что происходит с мылом (Растворяется в воде)
-Какая стала вода, после растворения в ней мыла (мутная)
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках бутылочка с надписью «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким? И почему оно в бутылочке?
Дети: Потому,что течёт.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Воспитатель: А теперь давайте проведем второй опыт: растворим жидкое мыло в воде.
Воспитатель в стаканчики с чистой водой наливает по 1 ложке мыла. Дети аккуратно размешивают ложечкой.
Воспитатель: Дети, понаблюдайте за водой? Она изменилась? А что в ней изменилось? (Цвет) Какого цвета стала вода? Почему вода стала такого цвета?
Ответы детей (вода становится того же цвета, что и мыло.)
Воспитатель: А что произошло с мылом?
Ответы детей: Мыло растворилось в воде.
Воспитатель : А теперь понюхайте воду. Что вы чувствуете? Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вода приобретает запах мыла, которое в ней растворено.
Воспитатель: Возьмите в руки трубочки, опустите один конец в мыльную воду и подуйте в них. — Что происходит? (появляются большие пузыри)
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей!
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, почему появились пузыри?
Предположения детей.
Воспитатель обобщает ответы детей: Потому, что в мыльную воду попал воздух. Мыльный пузырь - это пленка из воды, мыла, а внутри воздух.
Воспитатель: Ребята, мы немного поработали, и немножечко устали. Давайте отдохнём, сделаем физкультминутку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе все готовы!
Воспитатель: А теперь давайте продолжим наши эксперименты.
Подходят к столу, на котором все готово для приготовления мыльных пузырей.
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем наш третий опыт. Что у меня в руках? Правильно, это мыло для посуды.
-Ребята, давайте узнаем получатся ли у нас мыльные пузыри из средства для мытья посуды? (Ответы детей)
Воспитатель: Для этого нам нужно приготовить раствор: сначала наливаем теплой водички в миску, затем добавляем мыло для посуды. А вам я приготовила уже готовый раствор. Перемешиваем ложечкой и давайте добавим немного глицерина. Вы знаете, что такое глицерин?
Ответы детей:
Воспитатель: Глицерин - это такое вещество, у которого нет запаха, оно бесцветное, обладает сладковатым вкусом. Но пробовать вам его я не советую. А нам он нужен для того, чтобы наши мыльные пузыри были крепкими.
Воспитатель: Нам нужно добавить его совсем немного. Сейчас я добавлю себе и вам в миски.
(100мл. воды, 100мл жидкого мыла, 2 ч. ложки. сахара и добавить немного глицерина).
Воспитатель: А теперь попробуйте при помощи трубочки надуть пузыри.
Посмотрите, какой пузырь замечательный у меня получился. А вы хотите попробовать?
Дети пробуют по очереди надувать мыльные пузыри.
Воспитатель: Дети, а почему наши пузыри летят?
Дети высказывают свои предположения (потому что внутри воздух, они легкие)
Воспитатель: Ну, что же ребята, вы сегодня побыли настоящими учёными и провели много экспериментов, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в кружок и произнесё м волшебное заклинание:
«1, 2, 3, 4, 5 – Начинаем колдовать!
Крибли, крабли, бум!
Наши дети изменились –
И в ребяток превратились!»
Воспитатель задаё т следующие вопросы:
Где мы сегодня были?
Кем мы были?
Что мы делали?
Давайте вспомним, какое бывает мыло?
Молодцы, ребята, а у меня есть подарок, который передал вам хозяин лаборатории Мойдодыр, посмотрите, это памятка, которая поможет вам правильно мыть руки! И еще что-то (раздает детям мыльные пузыри)
А теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями.