Фатима Бесленеева
Конспект открытой НОД по познавательному развитию «Экскурсия в музей народной игрушки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Буратино» п. Малокурганный
Конспект открытой НОД в инновационном режиме
Образовательная область «Познавательное развитие» в старше/подготовительной группе
Тема: «Экскурсия в музей народной игрушки»
Публикация «Конспект открытой НОД по познавательному развитию „Экскурсия в музей народной игрушки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Цель: Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции. Уточнить и расширить представление детей о народных игрушках, формирование знаний о национальной культурой КЧР.
Задачи:
Образовательные:
• уточнять представления детей о народных игрушках, отмечая характерные признаки их внешнего вида, познакомить с историей промысла;
• закреплять названия игрушек на родных языках (абазинском, карачаевском, черкесском).
Развивающие :
• развивать художественное восприятие, образное мышление, внимание;
• развивать коммуникативную компетентность детей;
• развивать творческую деятельность детей посредством изготовления и украшения игрушек.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг друга;
• воспитывать ценностное отношение к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: матрешки разных размеров сергиево-посадских, полхов – майдановских, семеновских, дымковские игрушки, игрушки народов КЧР; мультимедийная система, презентация, экспонаты мини-музея «Народная игрушка».
Предварительная работа: беседы, рассматривание русских народных игрушек, игрушек народов КЧР, разучивание подвижных игр.
Словарная работа: матрешка, народный промысел, орнамент, музей, экскурсия, смотритель, научный сотрудник, реставратор, экспонат, сотрудник.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек.
Словесные: беседа, пояснения, вопросы репродуктивного и поискового характера, поощрение
Оборудование:
1. Мультимедийная система.
2. Презентация «Народная игрушка».
3. Экспонаты мини-музея «Народная игрушка».
Ход НОД
1. Начало НОД
Вводная часть
Дети входят в зал, становятся полукругом, лицом ко мне.
- Ребята, сегодня на занятии у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними.
Для поднятия настроения предлагаю вам сыграть в игру «Я-друг, ты- друг».
Слайд 1
Встаньте в круг, пожалуйста. Образуйте 2 круга (внешний и внутренний).
Выполняем движения в соответствии с текстом.
Я -друг \Показываем на себя\
Ты- друг- /показываем на соседа/
У меня-нос \показываем указательным пальцем на свой нос
У тебя- нос \ показываем указательным пальцем на нос соседа
У меня - щечки аленькие гладим свои щеки
У тебя- щечки аленькие\ гладим щеки соседа
У меня - губки красненькие \ показываем на свои губы
У тебя- губки красненькие\ показываем губы соседа
Я- друг \ показываем на себя
Ты – друг\ показываем на друга
Давай дружить \обнимаемся
- Сегодня я приглашаю вас совершить экскурсию в мини-музей «Народной игрушки».
-Что знает, что такое музей?
Ответы детей: музей – это место, где собирают, изучают, хранят предметы истории, и культуры, а также проводят лекции и экскурсии.
-В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
- Кто проводит экскурсии?
Дети: экскурсовод проводит экскурсии.
- Кто собирает материал?
Дети: научный сотрудник собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
- Кто смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у -посетителей?
Дети: смотритель – смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
-Кто такой реставратор?
Дети: реставратор – человек, который ремонтирует изделия старины, (экспонаты)
-Ребята, разрешите мне быть вашим экскурсоводом? Еще у меня будут помощники – экскурсоводы, которые будут работать в других залах.
- Только сначала давайте вспомним правила поведения в музее. Мы с вами уже посещали музей и знаем правила поведения в нем. И сегодня мы будем соблюдать эти правила вовремя нашей экскурсии.
2. Основная часть НОД
- Приглашаю вас в первый зал.
(Дети подходят к столу накрытым платком).
- Здесь под платком игрушка, а какая, вы узнаете, если отгадаете загадку?
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка
Слайд 2 виды матрешек
Снимаю платок. Под платком стоят матрешки.
- Одним из самых любимых игрушек в народе в старину, у детей были матрешки.
Слайд3
- Ребята, чем отличаются матрешки от других игрушек?
Дети: она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок.
- Из чего сделаны матрешки?
Дети: фигурки матрешек вырезаны из деревянного бруска.
- Вначале делалась самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывались шкуркой и расписывались, иногда покрывали лаком. Сегодня технология изготовления матрешек уже другая.
- Пожалуйста, обратите внимание на экран.
Существует несколько видов матрешек. Все они отличаются элементами росписи, но каждая была одета в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
Слайд 4
- Наиболее известны Загорские //сергиево- посадские//. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. И в них вкладывалось до 15-18 матрешек.
Слайд 5
Полхов-Майданские. Полховско-Майданские матрёшки украшались яркими цветами. При росписи матрешек использовали цвета малиново-красные, зеленые по предварительно нанесенному тушью контуру.
Слайд 6
Семеновские матрешки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов.
А семеновская, отличалась еще одним элементом.
- Ребята, посмотрите на наши матрешки найдите среди них
семеновскую.
- Как вы догадались, что именно это матрешка семеновская? (Ответы детей).
На ней больше незакрашенного дерева.
- Правильно, ребята. Молодцы.
- Приглашаю вас пройти во второй зал.
Слайд 7
Зал дымковской игрушки.
- Обратите, пожалуйста, внимание на экран.
Попрошу экскурсовода Никиту представить нам экспонаты.
Никита:
«Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы ныне в городе Кирове. Лепили игрушки из красной глины, затем просушивали (в течение 20-25 дней, а после в печи обжигали.
Слайд8
Готовые фигурки покрывали мелом, разведенным коровьим молоком, расписывали яичными красками.
- Никита, скажи, пожалуйста, какими цветами красок разукрашивались дымковские игрушки?
- Традиционные цвета: ярко-красный, желтый, синий, зеленый.
- А какой рисунок наносился?
- Рисунок - геометрический (круги, ромбы, полоски, клетки) с добавлением цветочных мотивов. Чтобы цвета были ярче, разрисованную игрушку смазывали взбитым яйцом.
- Спасибо, Никита. Все эти игрушки готовились к ярмаркам, на которых люди пели, играли, устраивали хоровод, люди с разных уголков России знакомились, рождалась дружба.
Слайд 9
- Ребята, известно, что при изготовлении игрушек каждый цвет имел свое значение, являлся символом чего- то определенного.
Например, розовый цвет являлся цветом доброты, нежности, понимания.
- А что символизировал красный цвет?
Дети: красный цвет — согревающий, это символ огня, красоты, силы, здоровья и славы.
- А еще ребята, красный цвет наделяет нас уверенностью.
- Желтый цвет символом чего является?
Дети: желтый -цвет солнца тепла радости
- Желтый цвет, ребята, успокаивает нервы, снимает усталость.
- Зеленый?
Дети: зеленый цвет символизирует природу, землю, пашню, иначе говоря, жизнь простого человека, также он является цветом спокойствия, мудрости.
- Зеленый цвет вызывает добрые чувства.
- Белый цвет?
Дети: белый цвет, он связан с понятием нравственной чистоты, правды, открытости, чистоты мыслей.
- Белый цвет дает нам свободу, воодушевляет.
- А синий цвет?
Дети: синий цвет –цвет неба, доверия.
- Еще синий цвет воздействует на органы слуха и зрения.
- А какой цвет мастера использовали реже всего?
Дети: черный цвет использовался реже.
- Почему черный цвет использовался реже?
Дети: потому что он считался символом скромности, а иногда зла и горя,
- Правильно, ребята и поэтому черный цвет использовался росписи в совсем незначительном количестве, лишь для выделения отдельных элементов.
- Вот мы с вами поиграли, отдохнули, подняли настроение и можем продолжить свою экскурсию.
Приглашаю вас в зал игрушек народов Северного Кавказа.
- Послушайте, пожалуйста, как Даяна будет петь колыбельную песенку своей кукле.
Слайд 10
- В далёком прошлом наши предки с ранних лет воспитывали усердие и трудолюбие в своих детях. Вечерком, после трудового дня, не сидели, сложа руки: люди вышивали, вязали, лепили, вырезали игрушки для мальчиков и девочек. Игрушки делали из разных материалов: глины, дерева, соломы, ткани.
Об игрушках для девочек расскажет нам экскурсовод Элина.
Элина: Наиболее распространенной игрушкой для девочек была тряпичная кукла. Основа куклы делается из ткани, тщательно обтягивают лицо белой льняной материей, волосы делались из конского хвоста, кукурузных рыльцев и ниток. Иногда головы куклам делали из грецкого ореха, который потом обтягивали тканью.
Вопрос от Элины:
- Как вы думаете, что необычного в этих куклах?
Ответ детей:
- Куклы без лица.
- Правильно.
Куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий.
Слайд 11
Слайд 12
Сдайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
- Для девочек специально изготавливались игрушечные колыбельки с матрасом и подушечкой, с разноцветными ленточками, матрасы набивались листьями растений. Колыбельку украшали астральными символами и растительными узорами. Изготавливались также миниатюрные виды домашней посуды (утвари).
- Спасибо, Элина за рассказ.
Теперь послушаем, как Умар читает стихотворение про лошадку на карачаевском языке.
- Умар читает стих про лошадку на карачаевском языке
Слайд 17
- Об игрушках для мальчиков сейчас нам расскажет экскурсовод Энвер.
Энвер:
Старшие вырезали для детей игрушки из дерева лук со стрелами, деревянные мечи, щиты.
- Ребята, как вы думаете, почему для мальчиков были такие игрушки?
Ответ детей:
-Чтобы воспитать в них смелость, ловкость, выносливость, умение пользоваться разными видами оружия.
Слайд 18
Энвер: Лепили из глины фигурки лошадей с женскими и мужскими седлами, уздечками и плетью. Таким образом, уже с малых лет мальчики через игрушки узнавали, как нужно седлать коня и как ездить верхом.
Слайд 19
Энвер: Мячи из конских или бычьих волос. Иногда их обтягивали кожей.
Спасибо, Энвер!
Слайд 20
- Ребята, также были игрушки, в которые играли как девочки, так и мальчики: погремушки, трещотки, свистульки.
- В музее игрушки не только хранятся, но и реставрируются в мастерской. Я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем работать мастерами. Но прежде вспомним, что мы с вами знакомились с произведениями нартского эпоса.
Слайд 21
И в продолжение темы предлагаю вам посмотреть один мастер класс художника,от автора коллекции одежды и предметов быта в национальном стиле Амины Хусиновны.
Поздороваться с Аминой Хусиновной
Слайд 21
- Давайте поблагодарим Амину Хусиновну за интересный мастер класс.
- Ребята, занимайте места за столами.
- Давайте покажем нашим гостям, как покрывают игрушки взбитым яйцом
5-й стол
- шлифуют мечи 2-й стол
- скручивают тряпичную куклу 4-й стол
- набивают мяч 3-й стол
- выжигают узора 1-й стол
В ходе работы уточнить у детей какую работу они делают, какой материал используют, какими инструментами пользуются.
- Какие красивые у вас получились игрушки. Молодцы, ребята. Всеми нашими игрушками можно играть. И среди них есть один с которым я предлагаю нам сыграть.
Слайд 22
Черкесска народная игра «Мяч в кругу»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза. Знакомство с национальными играми малой Родины, воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; учить действовать быстро, по сигналу, не мешая друг другу. Закреплять танцевальные движения под национальную мелодию.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Играющие образуют круг, в котором находится очерченный круг, в нем мяч. Дети под национальную музыку идут кругом и выполняют танцевальные движения. Как только перестает звучать музыка, дети должны взять мяч из круга, не заступая за круг. Тот, кому удалось взять мяч, кладет его у ног и выполняет танцевальное движение.
3. Итоговая часть НОД:
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Про какие народные игрушки говорили?
- Когда возникли первые игрушки?
Дети: В глубокой древности.
- Из чего их делали?
Дети: Делали их из соломы, ткани, нитей, глины, деревянного бруска.
- Что больше всего понравилось?
Рефлексия занятия- Методика «Погодное настроение».
Алгоритм техники:
Детям выдаются карточки с двумя различными видами настроения:
- отражение отличного настроения
Инструкция:
- Ребята, вам сейчас необходимо определить ваше настроение после нашего занятия.
- Взять из предложенных карточек ту, что соответствует вашему настроению.
- Посмотрите, карточки с каким настроением у вас в руках?
- Мне очень приятно, что вам понравилось занятие. Вы все хорошо работали.
Молодцы!
- Ребята, давайте подарим нашим гостям по одной народной игрушке.
- А вот и приятный момент: одна из наших матрешек оказалась с сюрпризом, а каким мы с вами посмотрим в группе.