Виктория Сеченикова
Конспект открытой интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Тайны звездного неба»
▼ Скачать
Конспект открытой интегрированной организованной образовательной деятельности по формированию целостной картине мира и художественному творчеству
на тему «Тайны звездного неба»
Публикация «Конспект открытой интегрированной организованной образовательной деятельности на тему „Тайны звездного неба“» размещена в разделах
- Звездное небо, созвездия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Образовательные задачи : продолжать формировать интерес к изучению космоса, закреплять знания детей о планетах Солнечной системы, созвездиях; продолжать учить детей отражать в рисунке свои представления о Вселенной; формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, понимать рисунок как средство передачи впечатлений; формировать познавательный интерес к природе, умения и навыки наблюдений за неживыми объектами природы, совершенствовать технику тонирования листа; закрепить знания детей о теплых и холодных цветах; формировать эстетические суждения.
Развивающие задачи: развивать поисково-познавательную деятельность детей (понять, что звезды светят и днем и ночью); продолжать развивать умение передавать содержание рисунка с помощью разных материалов и техник (краски, акварель + восковый мелок; набрызг, кляксография; рисование по мокрому); развивать зрительную память, наблюдательность, внимание, чувство формы и композиции, чувство цвета.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к занятиям, желание работать в коллективе, помогать друг другу, самостоятельность, интерес к окружающему миру, желание отражать свои впечатления в изобразительной деятельности, художественный вкус.
Здоровьесберегающие: закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.
Материалы: демонстрационный конверт с картоном, фонарь; раздаточный: альбомные листы, акварель, гуашь, палитры, баночки с водой, кисти для рисования, губки для тонирования альбомного листа, салфетки; оборудование: мультимедийная установка, презентация в Pawer Point.
Предварительная работа: просмотр презентаций «Освоение космоса», «Созвездия звездного неба»; работа с картой звездного неба; беседы о Солнечной системе, Вселенной, созвездиях и знаках зодиака, о космосе, о возможностях жизни на других планетах; рассматривание атласов, альбомов, книг о космосе; беседа о видах звезд (морские, космические); опытническая деятельность : «Свет и тень», «Почему кажется, что звезды движутся по кругу» и т. д. ; рисование различными техниками; чтение стихотворений о планетах, звездах, космонавтах; заучивание стихотворения о знаках Зодиака.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель.
Светятся звезды, светятся…
Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.
В небо смолисто-черное
Глядим, все забыв на свете…
А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.
В. Лошадкин
Ребята, весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом. Но у него есть и другое название – Вселенная. Наблюдали ли вы когда-нибудь за ночным небом? Что вы там видели? (Ответы детей.)
Как вы представляете себе размеры Вселенной?
Дети: Она бесконечна.
Воспитатель: Космосу, или Вселенной, нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. (Показ слайдов 1-6.) Ребята, давайте сейчас закроем глаза и представим нашу Галактику: как мы летим на космическом корабле и, глядя в иллюминатор, видим вращающиеся вокруг Солнца планеты, проносящиеся метеориты, кометы, видим сияющие звезды. (Звучит «космическая» музыка.) Я предлагаю вам теперь выразить свои представления о космосе через рисунок. Проходите за столы. (Дети выполняют.) С чего мы должны начать работу? (Ответы детей.) Правильно, ребята, необходимо сделать фон. А какие оттенки, теплые или холодные, мы будем использовать для создания фона? (Ответы детей.)
Дети тонируют альбомные листы. После окончания работы воспитатель просит детей выйти на ковер для просмотра следующих слайдов.
Воспитатель: Еще древние астрономы заметили, что причудливые узоры, которые составляют огоньки звезд, неизменны. (Слайд 7,8.) Как называют группы звезд?
Дети. Созвездиями.
Воспитатель: Созвездия – это участки звездного неба. Чтобы можно было свободно ориентироваться среди звезд и созвездий, ученые наносили их на небесную карту и каждому созвездию давали свое название. (Показ слайдов 9, 10.) Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей.) Двенадцать созвездий традиционно называют зодиакальными.
1-й ребенок.
Двенадцать знаков зодиака:
Рогатый Козлик-забияка,
В блестящих брызгах Водолей,
Две рыбы в чешуе огней.
2-й ребенок.
Барашек в облаках кудрявых
И бык бодливый в лунных травах,
Двойняшки с вечной их возней,
Рак с ослепительной клешней.
3-й ребенок.
Лев, с неба рыкающий грозно,
И девушка в накидке звездной,
Весы, висящие меж туч,
И Скорпиона жгучий луч,
Стрелец, что целится из мрака, -
Двенадцать знаков зодиака!
Астронавты в космосе не сидят на месте, а двигаются – делают зарядку и физические упражнения.
ФИЗМИНУТКА
Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звё зды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят. Руки вверх, в стороны вниз
потянулись руки вверх
руки в кулачки сжимать
Руки перед глазами
ноги вместе, руки вверх, покачаться
наклон вниз, руки машут тик-так
присесть руки вперед
Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться
руки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх
Руками берем созвездия
Воспитатель: Ребята, во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, как они несутся в мировом пространстве с огромной скоростью по своему пути. Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты и не столкнутся одна с другой. Звезды светятся постоянно – и днем, и ночью. А чтобы в этом убедиться, я предлагаю провести опыт.
Опыт
Воспитатель пробивает дыроколом в картонке несколько отверстий. Вкладывает картонку в конверт. Берет в одну руку конверт с картонкой, а в другую – фонарик. Включает фонарик и на расстоянии 5 см светит на обращенную к детям сторону конверта, потом на другую сторону.
Воспитатель: Что вы видите, ребята? (Ответы детей) Правильно. Давайте сформируем вывод: дырки в картоне не видны через конверт, если светить фонариком на освещенную сторону конверта, но становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта, прямо на нас. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно. В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картонке независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне. Со звездами происходит тоже самое. Днем они светятся тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней. Сейчас, я думаю, нам пора закончить наши работы. Я предлагаю вам изобразить Галактику с ее планетами, спутниками, кометами, звездами, с ее загадками и тайнами.
Дети проходят за столы для рисования. Звучит музыка. После того как дети закончили рисование, воспитатель предлагает расположить рисунки на ковре для анализа работ.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, загадочные получились у вас работы. Какое впечатление у вас создается при рассмотрении ваших рисунков? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами как будто побывали в космосе, где увидели много интересного и загадочного. Какой вывод мы сделали из увиденного опыта? (Ответы детей.) Я думаю, мы с вами еще не раз будем знакомиться с тайнами Вселенной и мы узнаем еще очень много интересного и нового о загадках космоса.