Летова Оксана
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему : «Вода. Свойства воды» в рамках проекта по изучению природных явлений.
Опыты и эксперименты по окружающему миру
Подготовила воспитатель :
Летова О. Г
МДОУ «Детский сад № 53 Полянка»
г. Саратов
2024 г.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему : «Вода. Свойства воды» в рамках проекта по изучению природных явлений.
Опыты и эксперименты по окружающему миру
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей: вся группа
Цель: Совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Интеграция образовательных областей:
«Познание»
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать ассоциативную память;
-развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
-закреплять знания детей о свойствах и круговороте воды в природе.
«Безопасность»
- закреплять правила безопасности при проведении опытов.
«Коммуникация»
-развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- обогащать словарный запас детей (гейзеры, конденсация, газообразное вещество, ассоциации, агрегатное состояние)
-воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга;
-развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре.
Материалы и оборудование:
На каждую парту: пластиковые стаканчики – 3 шт, чашка с питьевой водой, ложка пластиковая, чайная ложка металлическая, салфетка, кусочек прессованного сахара, малый стакан пластиковый с молотым кофе, кусочек лимона, молоко, маленькая полоска белой бумаги, пипетка, акварельные краски, кисточка, две пластиковые трубочки разных цветов, глубокая тарелка. На стол воспитателя: емкость для опыта «Поймай облако», термос с теплой водой, стеклянная крышка.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
Чтение сказки «Путешествие Капельки»
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Знакомство с круговоротом воды в природе
Ход занятия:
I часть: Вводная
Воспитатель:
– Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости. Здравствуйте! Доброе утро! Что это? Ведро. Хотите узнать, что же там? (Да)
Посмотрите, что это? (Капли.) Какие они большие, наверное, волшебные. Что же в них?
Воспитатель достает из ведерка «капельки», а в них загадки.
Воспитатель:
– Дети, послушайте внимательно загадки и попробуйте их отгадать.
Ветер тучу позовет, туча по небу плывет,
И поверх садов и рощ моросит холодный …. (Дождь.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку дождя и достает вторую каплю.
К нам течет издалека
Лентой синею … (Река.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку реки и достает третью каплю.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан.
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода.)
Воспитатель прикрепляет к доске картинку воды.
Воспитатель:
– Ребята, как вы думаете, что общего во всех этих загадках? (Вода.)
-Что вы знаете о воде?
Как вы думаете, кому нужна вода? (Животным, птицам, растениям, насекомым, рыбам, деревьям, людям.)
– Для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?
Предполагаемые ответы:
– Без воды невозможна жизнь на земле. Растения бы высохли, люди и животные погибли.
Ребенок читает стих
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
Воспитатель:
– Вы наверное уже поняли, что сегодня наше занятие будет о воде.
– Да, ребята, вы много знаете о воде. Но не всё. А какой формы бывает вода? Какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет?
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. Но прежде чем приступить к работе в качестве научных сотрудников, мы должны с вами пройти инструктаж по правилам поведения в лаборатории:
соблюдать тишину,
не перебивать друг друга.
не мешать друг другу,
работать тихо, аккуратно, внимательно,
брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,
без разрешения не трогать оборудование и приборы,
запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,
содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Понятно? Хорошо! Теперь ребята одеваем шапочки и фартуки. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом. Готовы? Теперь пройдем в лабораторию на свои рабочие места.
Опыт № 1: Вода – жидкость.
Воспитатель: Перед вами стоят стаканчики.
Под № 1 – в нем вода, под №2 – пустой.
Давайте аккуратно перельем воду из стакана № 1 в стакан № 2
Что происходит? Вода льется? А почему это происходит? Какая вода?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Воспитатель: А если бы вода была твердая, могла бы она течь в реке, ручейке, из крана?
Дети: Нет.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. Воспитатель вывешивает на доску схему № 1.
Опыт 2. Какой формы вода
На столе воспитателя лежит кубик и шарик.
Воспитатель: - Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Посмотрите, в пластиковом стакане вода какой формы? (Цилиндр). А сейчас часть воды из стакана №1 перельем в тарелку. Какой формы стала вода? Ответы детей. А теперь наберем воды в пипетку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы (откладываем шар и кубик в сторону).
Опыт 3. Вода бесцветная, прозрачная.
Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.
Воспитатель: - Ребята, а есть ли цвет у воды?
Дети: – Нет, у воды нет цвета.
Воспитатель: - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?
Дети: – Лист белого цвета.
Воспитатель: - А это стакан молока. Какого цвета молоко?
Дети: - Молоко имеет белый цвет.
Воспитатель: - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?
Дети: Нет.
Воспитатель: - Молоко, лист белой бумаги?
Дети: – Да.
Воспитатель: - А что можем сказать о цвете воды?
Дети: – Вода без цвета.
Воспитатель: - Без цвета значит, какая вода?
Дети: – Вода – бесцветная.
Воспитатель: – В стакан с молоком и в стакан с водой положите трубочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Дети: – В стаканчике с водой мы видим предмет, а в стаканчике с молоком – нет.
Воспитатель: – Какой делаем вывод?
Дети: - Вода – прозрачная.
Воспитатель: - А вода всегда прозрачная и бесцветная?
Дети: – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.
Воспитатель: - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?
Дети: – Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: - Какой вывод из этого следует?
Дети: - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.
Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
Воспитатель: - Вода прозрачная, а молоко нет, подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках? Почему?
Дети: - Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут расти и жить растения, а не будет растений, не будет и рыб и других животных.)
Опыт 4. Вода без вкуса
Цель. Выяснить имеет ли вкус вода
Воспитатель: - Как вы думаете, вода имеет вкус?В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду). Какая она? Сладкая, солёная?
Дети: - Вода безвкусная.
Воспитатель: – Добавьте в воду различные вещества (сахар или лимон, попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети: – Сладкий и кислый.
Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Откладываем в сторону сахар.
Опыт 5. Вода без запаха
Цель. Выяснить имеет ли запах вода.
Воспитатель: - Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?
Дети: – Вода ничем не пахнет.
Воспитатель: – Правильно вода ничем не пахнет. А теперь добавим в один из стаканчиков с водой молотый кофе, а в другой – кусочек лимона. Чем пахнет?
Итак, что мы узнали о воде? (ответы детей)
Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне.
Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
Откладываем лимон
Физкульминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора!
Опыт 6. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются»
Воспитатель: - Вкус появился, запах появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?
Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Добавляем сахар, перемешиваем, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
Дети: – В воде сахарный песок растворился.
Воспитатель: - А песок? Он растворился полностью? Что стало с песком в стакане с песком? Песок осел на дно?
Дети: – Песок тяжелее чем вода.
Воспитатель: - Растворится ли в воде масло? Добавляем в воду масло, перемешиваем. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилось ли масло в воде?
Дети: – Не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Потому что масло легче чем вода.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Воспитатель: - А в каких состояниях встречается вода в природе?
Дети: -В жидком, твердом (снег, лед) и в газообразном виде (туман,облака).
Воспитатель: - Ребята! Разные свойства воды позволяют воде путешествовать. Это явление называется - круговорот воды в природе.
Воспитатель - А сейчас узнаем, как образуется облако, поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.
Опыт 7 «Облако в банке».
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см, сверху стеклянную крышку). Банка запотела изнутри.
Воспитатель: - Во что превратилось наше облако?
Дети: – Облако превратилось в дождь. (Схема)
Вывод: вода испаряется, превращается в облако, а затем возвращается на Землю в виде дождя. Как называется это явление? (круговорот воды в природе.)
Итог: - Какие мы провели опыты?- Какие свойства есть у воды? Какой вам опыт понравился больше всего? Спасибо ребята, вы все большие молодцы
Вода :
- прозрачная;
- без вкуса
- без запаха
- растворяет
Три состояния воды:
- жидкое
- твердое
- газообразное (пар)
В конце занятия всем детям выдаются дипломы «За любознательность».