Глазова Елена Александровна
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в страну Берендея»
Цель: формирование связной грамматической правильной речи; совершенствование и обобщение знаний о транспорте.
Задачи:
- познакомить детей с разными видами транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, наземный);
- продолжать развивать словесно-логическое мышление, внимание, используя игровые приемы (разгадывание загадок);
- формировать умение детей работать самостоятельно и в паре, договариваться для достижения результата;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- закреплять правильное и отчётливое произнесение звука «З», учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Оборудование: столы и стулья по количеству детей; картинки с разными видами транспорта; картина-панно для закрепления на ней с помощью магнитов воздушного и наземного транспорта; раздаточные картинки с изображением: автомобиля, поезда, корабля и самолёта; четыре картинки с изображением: аэропорта, гаража для автомобиля, порта и вокзала; раскраски самолётов по количеству детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас сегодня видеть.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и поприветствуем друг друга улыбкой. Замечательно, от ваших улыбок сразу стало светлее и теплее.
Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Приветствие: “Все мы умные ребята!”
Запоминает наша голова
Важные поступки, умные слова
(Руки приложить к голове и наклонять голову то вправо, то влево)
Слушаем внимательно
(Руки приложить к ушам)
Смотрим обязательно
(Руки сделали как бинокль возле глаз)
Друг-друга не перебиваем
(Грозим пальчиком)
Для ответа руку поднимаем
(Руку поднимаем как на уроке)
Знаний много получаем.
(Кулачки сжимаем и разжимаем)
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в детский сад «Вишенка» приходил почтальон. Принёс какой-то сундучок и письмо от царя Берендея. Вам интересно что в этом письме?
Дети: Да.
Воспитатель:
Давайте его с вами прочитаем.
«Я Царь Берендей из Берендеева царства. Очень хотел прилететь к вам в гости в детский сад и привезти свой волшебный сундучок, но мой самолёт сломался. Поэтому сундучок я вам прислал по почте вместе с этим письмом. Ребята, чтобы узнать, что находится у меня в моём волшебном сундучке вы должны выполнить несколько моих заданий. Я их все зашифровал, чтобы проверить вашу смекалку. Желаю вам удачи! Ваш друг – Царь Берендей»
Воспитатель:
Ребята, ну что, выполним задания Царя Берендея?
Дети: Да.
Воспитатель:
Замечательно, какие вы молодцы! Тогда вперёд! Обратите внимание на этот столик. Здесь лежат какие-то перевёрнутые картинки. Как вы думаете, что это?
Дети: Автобус, вертолёт, поезд.
Воспитатель:
Ребята, я смотрю вы уже их узнали. И я предлагаю отгадать загадки про эти картинки. Каждый отгадавший получает только одну картинку. Договорились? Итак, слушайте внимательно.
Загадка № 1:
Двери, окна, но не дом
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят как глаза
Есть четыре колеса.
(Машина)
Воспитатель:
(Спрашивает одного из детей что это)
Ребё нок:
Машина.
Воспитатель:
Правильно, молодец! Пожалуйста, найди здесь, среди этих картинок машину. Эта картинка пока остаётся у тебя.
Загадка № 2:
Кто мне скажет:
Что за птица
В небесах, как ветер мчится?
Белый чертит за собой
След в лазури голубой.
(Самолёт)
Дети: Самолёт.
Воспитатель:
(Спрашивает одного из детей что это? И просит найти среди картинок самолёт).
Загадка № 3:
По стальным дорожкам
Мчит сороконожка
Тук-тук-перестук
Круглый щёлкает каблук.
С развесёлой песенкой
По железной лесенке.
(Поезд)
Дети: Поезд.
Воспитатель:
(Просит одного из детей найти среди картинок самолёт)
Загадка № 4:
По волнам дворец плывёт
На себе людей везёт.
(Корабль)
Дети: Корабль.
Воспитатель:
Молодцы! (Просит одного из детей найти нужную картинку)
Загадка № 5:
Я – важная машина
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог
И сладости и лимонад
Я вам доставлю в срок.
(Грузовик)
Дети: Грузовик.
Воспитатель: Правильно. Конечно же это грузовик.
(Просит одного из детей найти нужную картинку)
Загадка № 6:
Странный дом мчит по дороге
Круглые в резине ноги.
Пассажирами заполнен
И бензином бак наполнен.
(Автобус)
Дети: Автобус.
Воспитатель: Правильно. Конечно же это автобус.
(Просит одного из детей найти нужную картинку)
Загадка № 7:
Чудо-юдо стрекоза
Застеклённые глаза
Если крыльями вращает,
Каждый ветер ощущает.
(Вертолёт)
Дети: Вертолёт.
Воспитатель: Правильно.
(Просит одного из детей найти нужную картинку)
Загадка № 8:
Я мчусь, держусь за провода
Не заблужусь я никогда!
(Троллейбус)
Дети: Троллейбус.
Воспитатель: Правильно. Конечно же это троллейбус.
(Просит одного из детей найти нужную картинку)
Ну, что, ребята, у всех есть картинки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас попрошу подойти ко мне.
Посмотрите на свои картинки и скажите, как эти картинки можно назвать одним словом?
Дети: Транспорт.
Воспитатель: Правильно. Одним словом это называется «ТРАНСПОРТ».
Давайте повторим все вместе.
Дети вместе с воспитателем: «ТРАНСПОРТ»
Воспитатель: Ребята, теперь у каждого из вас есть картинка с изображением транспорта. Сейчас я вам предлагаю по очереди разместить ваши картинки на игровом панно. Но прежде чем мы будем их размещать, вы должны проговорить по чему ваш транспорт передвигается.
Катя, давай начнём с тебя. Где ты расположишь свою машину?
Ребё нок: На дороге.
Воспитатель: Хорошо. Молодец. Бери магнит и располагай свою машину на дороге. А теперь проговори: «Машина едет домой по дороге».
Ребё нок: Машина едет домой по дороге.
Воспитатель: Данил, где ты расположишь свой вертолёт?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет вертолёт на игровом панно)
Ребё нок: Вертолёт летит по небу на базу.
Воспитатель: Молодец, Данил!
Воспитатель: Вика, где ты расположишь свой поезд?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет поезд на игровом панно)
Ребё нок: Поезд едет по рельсам на вокзал.
Воспитатель: Молодец, Вика!
Воспитатель: Витя, где ты расположишь самолёт?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет поезд на игровом панно)
Ребё нок: Самолёт летит по небу в аэропорт.
Воспитатель: Молодец, Витя!
Воспитатель: Варя, где ты расположишь свой грузовик?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет грузовик на игровом панно)
Ребё нок: Грузовик едет по дороге в город.
Воспитатель: Молодец, Варя!
Воспитатель: Маша, где ты расположишь автобус?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет автобус на игровом панно)
Ребё нок: Автобус едет по шоссе.
Воспитатель: Молодец, Маша!
Воспитатель: Милана, где ты расположишь корабль?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет корабль на игровом панно)
Ребё нок: Корабль плывёт по реке.
Воспитатель: Молодец, Милана!
Воспитатель: Надя, где ты расположишь троллейбус?
(Ребёнок с помощью магнита закрепляет троллейбус на игровом панно)
Ребё нок: Троллейбус едет по дороге.
Воспитатель: Молодец, Надя!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте с вами отойдём и посмотрим какая же красивая картина у нас получилась. Как же много здесь разного вида транспорта. Скажите мне, пожалуйста, а чем же он отличается?
Дети: Что-то летает, а что-то едет.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуйста транспорт который летит по воздуху он какой?
Дети: Воздушный.
Воспитатель: Молодцы! А транспорт который передвигается по воде? Какой он?
Дети: Водный.
Воспитатель: Молодцы! Машины едут по земле. Какой это транспорт?
Дети: Наземный.
Воспитатель: Ребята, а вот поезд у нас едет по железной дороге. Значит какой это транспорт?
Дети: Железнодорожный.
Воспитатель: Ребята, некоторые виды транспорта перевозят только пассажиров. Как называется такой вид транспорта?
Дети: Пассажирский.
Воспитатель: Правильно. А транспорт который перевозит только грузы? Как он называется?
Дети: Грузовой.
Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно. А скажите мне, ребята, самолёт может быть грузовым?
Дети: Да.
Воспитатель: А пассажирским?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы! Тогда давайте мы с вами назовём весь пассажирский транспорт который мы видим на этой картинке.
Дети: самолёт, корабль, троллейбус.
Воспитатель: А грузовой транспорт перечислите, пожалуйста.
Дети: Грузовик, самолёт, поезд.
Воспитатель: Молодцы! Транспорт бывает, как грузовым, так и пассажирским.
А сейчас присаживаемся, пожалуйста, за столы и мы свами поработаем в парах.
Ребята, у каждой машины есть свой дом. А сама ли машина туда добирается? Или ей кто-то помогает? Сейчас я вас попрошу помочь машинам добраться домой.
(Воспитатель раздаё т детям картинки с изображением: машины, поезда, корабля, самолёта)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки которые я вам раздала и подумайте, кто же помогает этому транспорту добраться домой?
(Воспитатель подходит к первому столику где сидят два ребёнка)
Воспитатель: Маша, скажи мне, куда направляется машина?
Ребё нок: Машина направляется в гараж.
Воспитатель: Данил, а кто ей в этом помогает?
Ребё нок: Машине помогает водитель.
Воспитатель: Хорошо.
(Воспитатель подходит ко второму столику где сидят два ребёнка)
Воспитатель: Витя, скажи, куда направляется поезд?
Ребё нок: Поезд направляется на станцию.
Воспитатель: Варя, а кто ему в этом помогает?
Ребё нок: Поезду помогает машинист.
Воспитатель: Хорошо.
(Воспитатель подходит к третьему столику где сидят два ребёнка)
Воспитатель: Милана, скажи, куда направляется корабль?
(Ребёнок думает)
Воспитатель: Ребята, давайте выучим для нас новое слово «ПОРТ». Корабль направляется в порт. Повтори, пожалуйста, Милана за мной.
Ребё нок: Корабль направляется в порт.
Воспитатель: А кто же помогает кораблю направиться в порт? Вика, скажи пожалуйста.
Ребё нок: Кораблю помогает капитан.
(Воспитатель подходит к четвёртому столику где сидят два ребёнка)
Воспитатель: Катя, скажи, куда направляется самолёт?
Ребё нок: Самолёт направляется в аэропорт.
Воспитатель: Надя, а кто же управляет самолётом?
Ребё нок: Самолётом управляет пилот.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самим побыть шофёрами, пилотами, капитанами и машинистами. Возьмите свои картинки и проходите ко мне на коврик.
(На ковре лежат четыре картинки с изображением аэропорта, гаража, вокзала и порта)
Станьте, пожалуйста, в кружок.
Игра «Доставь транспорт до места назначения»
Воспитатель: Катя, начнём с тебя. Скажи, что у тебя изображено на картинке?
Ребё нок: У меня на картинке изображён самолёт.
Воспитатель: Куда же прилетает самолёт?
Ребё нок: Самолёт прилетает в аэропорт.
Воспитатель: Катя, побудешь нашим пилотом? Ребята, я предлагаю вам пролететь круг на самолёте, которым будет управлять пилот – Катя. И в конце пути она доставит свой самолёт куда?
Дети: В аэропорт.
Воспитатель: Ну, что, полетели? Катя – ты наш пилот.
(Все дети бегут по кругу. Ребёнок, в чьих руках картинка с изображением самолёта, пробежав со всеми круг, останавливается возле нужной картинки (в данном случае это картинка с изображением аэропорта)
Воспитатель: Маша, а что изображено у тебя на картинке?
Ребё нок: У меня на картинке изображена машина.
Воспитатель: А куда же приезжает машина?
Дети: Машина приезжает в гараж.
Воспитатель: Маша, побудешь нашим водителем? Ребята, я предлагаю проехать круг на машине, которой будет управлять водитель – Маша. И в конце пути она доставит свою машину куда?
Дети: В гараж.
Воспитатель: Ну, что, поехали? Маша – ты наш водитель.
(Все дети бегут по кругу. Ребёнок, в чьих руках картинка с изображением машины, пробежав со всеми круг, останавливается возле нужной картинки (в данном случае это картинка с изображением гаража)
Воспитатель: Милана, а что изображено у тебя на картинке?
Ребё нок: У меня на картинке изображён корабль.
Воспитатель: А куда же приплывает наш корабль?
Дети: Корабль приплывает в порт.
Воспитатель: Ну, что, поплыли? Милана – ты наш капитан.
(Все дети бегут по кругу. Ребёнок, в чьих руках картинка с изображением корабля, пробежав со всеми круг, останавливается возле нужной картинки (в данном случае это картинка с изображением порта)
Воспитатель: Витя, что изображено у тебя на картинке?
Ребё нок: У меня на картинке изображён поезд.
Воспитатель: А куда же прибывает поезд?
Дети: Поезд прибывает на станцию.
Воспитатель: Ну, что, поехали? Витя – ты наш машинист.
(Все дети бегут по кругу. Ребёнок, в чьих руках картинка с изображением поезда, пробежав со всеми круг, останавливается возле нужной картинки (в данном случае это картинка с изображением вокзала)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь ответьте мне на несколько вопросов.
Вопрос № 1: Корабль в порт приплывает, а из порта?
Дети: Уплывает.
Вопрос № 2: Машина в гараж приезжает, а из гаража?
Дети: Уезжает.
Вопрос № 3: Самолёт в аэропорт прилетает, а из аэропорта?
Дети: Улетает.
Вопрос № 4: Поезд на вокзал прибывает, а с вокзала?
Дети: Отправляется.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно смогли ответить на все мои вопросы.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю пройти к столам и посмотреть, что же на них лежит? Оказывается царь Берендей прислал вам конверты с фотографиями самолётов на которых он летает. У него их целая коллекция. Давайте с вами откроем конверты и посмотрим фотографии.
Ой, ребята, а что это с фотографиями случилось? Наверно они попали под весенний дождик и краски с них немного смылись. Давайте с вами докрасим эти красивые фотографии. Возьмите пожалуйста в руки карандаши и приступайте к работе.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые у вас получились фотографии. Вам нравится?
Дети: Да.
Воспитатель: Предлагаю вам подойти к доске и повесить свои фотографии на выставку.
Воспитатель: Ребята, пока вы раскрашивали свои самолёты, я тоже раскрасила свой самолёт. Посмотрите.
(Воспитатель задаёт детям вопросы)
Вопрос № 1: У моего самолёта колёса сделаны из резины. Значит они какие?
Дети: Резиновые.
Вопрос № 2: Окна у моего самолёта из стекла. Значит они какие?
Дети: Стеклянные.
Вопрос № 3: Мой самолёт сделан из металла. Значит он какой?
Дети: Металлический.
Воспитатель: Ребята, а вы помните куда мы с вами хотели полететь?
Дети: К царю Берендею.
Воспитатель: А как вы думаете, мой самолёт поможет добраться царю Берендею к нам в детский сад?
Дети: Да.
Воспитатель: К сожалению, нет. Он не сможет на нём полететь так как у самолёта сломан двигатель. Но я знаю, что надо делать! Надо погрузить на самолёт слова, которые содержат в себе звук «Ж» и тогда его двигатель заработает. Вы поможете мне в этом?
Дети: Да.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, перед вами слова. Выберите только те слова, которые содержат в себе звук «Ж». Каждый возьмёт себе по одному слову и расположит его на самолёте.
(Дети берут по одному слову и прикрепляют его к самолёту)
( Слова: жаба, ежи, лыжи, жираф, пожар, пирожок, ножницы, жало)
Ну, что, все слова погрузили. Как вы думаете, взлетит теперь наш самолёт?
Давайте все вместе пожужжим.
(Дети жужжат вместе с воспитателем)
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы наконец-то долетели до волшебного сундучка царя Берендея. Мы же с вами все старались?
Дети: Да.
Воспитатель: Задания его все правильно выполнили?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит можем смело заглянуть в его волшебный сундучок который он нам прислал по почте и посмотреть что же в нём лежит.
(Воспитатель открывает сундучок царя Берендея, а там угощения для детей)