Елена Мельникова
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- расширять представления детей о зимующих птицах;
-учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
-подвести к пониманию того, что зимующим птицам нужно помогать;
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
-закреплять знания детей о корме, который используется в подкормке птиц;
-воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.
Материал: иллюстрации с изображением птиц; аудиозапись «Голоса птиц».
Предварительная работа:
-наблюдения за птицами на прогулке;
-рассматривание иллюстраций;
-беседы о зимующих птицах;
-чтение познавательных рассказов о птицах;
-изготовление вместе с родителями кормушек.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Дети стоят по кругу.
Воспитатель: Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся,
Мы дадим друг другу руки
Побежит тепло по кругу,
Вместе будет очень дружно
На вопросы отвечать
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Дети садятся на стулья.
2. Основная часть.
Воспитатель читает стихотворения.
Пришла зима. Хлопочет.
Укутала в снега
Все почки и пенёчки,
Скамейки и стога.
Накинуть пышный мех
На ель надела шубу,
Тепло украла всех
Краснеют свиристели
На веточках берёз,
Они не улетели
А выдержат мороз.
- Ребята, скажите пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?
- Назовите характерные признаки зимы?
- Ребята сегодня мы поговорим с вами о птицах.
- Скажите, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой?
- Как этих птиц мы называем?
- Почему эти птицы улетают на юг?
- Давайте вспомним название этих птиц.
- Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются и зимуют у нас.
- Ребята, а как этих птиц можно назвать одним словом? (зимующие)
- А какие птицы остаются у нас на зиму и какие прилетают к нам зимовать, вы узнаете, отгадав загадки.
Загадывание загадок.
- Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синицы, голубей,
Серый, шустрый… (воробей)
- Послушайте, как чирикает воробей.
- Воробей – это маленькая подвижная птичка с круглой головой и короткой шеей. Питаются воробьи зимой пленом, хлебными крошками, овсом.
2.
–Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой
Всё равно он будет мой. (Дятел)
- Послушайте, какие звуки издаёт дятел.
Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.
Дятлов называют санитарами леса – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.
3. Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её… (Сорока)
-Послушайте, как стрекочет сорока.
Сорока - крупная птица. Голова, крылья, хвост у неё чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный словно стрела.
Питаются сороки зимой пищевыми отходами.
4. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (Снегири)
Послушайте, пожалуйста, голос снегиря.
Снегирь - это птица с чёрной головой. Крылья, хвост, спина- серые, а брюшко красное. Клюв - короткий и толстый. Снегирь- птица гость - они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло.
5. Белые щёчки-
Синяя птичка,
Остренький клювик-
Собой невеличка.
Жёлтая грудка-
Это… (Синичка)
Синица - подвижная, заметная птица с ярким оперением. Брюшко у неё лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полоской, щёчки белые, крылья и хвост серые.
Синички питаются зимой несолёным салом, семечками.
6. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь - кружат 20 пар
И кричат - кар! Кар! Кар! (Ворона)
Ребята, послушайте, как каркают вороны.
Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.
Питаются вороны пищевыми отходами.
7. Выносливая птичка
Усердно ищет корм
И крошки подбирает
Воркует под окном. (Голубь)
Послушайте, как воркуют голуби.
Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.
Питаются голуби семечками и хлебными крошками.
8. Свири- ри, свири-ри- что за чудеса?
Серебристо- нежно льются птичьи голоса.
В красненьком беретике, с рыжим хохолком.
В оперенье праздничном вслед за ветерком
С севера далёкого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей- свиристель.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской.
Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть».
Питаются ягодами рябины и плодами шиповника.
-Послушайте голос свиристеля
-Молодцы ребята, вы отгадали все загадки о птицах.
-Давайте ещё раз назовём зимующих птиц.
-Ребята, давайте хорошо рассмотрите всех птиц и скажите, что у них общего (у всех птиц есть голова, туловище, лапки, крылья, все части тела покрыты перьями)
-А чем они отличаются друг от друга (расцветкой оперения и размером)
-Давайте с вами поиграем.
Физ. минутка «Птичка и ветер»
Маленькие птички
Птички-невелички
По лесу летают
Песни распевают
Сильный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло
Там не тронет их никто
Дети садятся на стульчики
Игра «Какой птицы не стало?»
На доске четыре картинки с изображением зимующих птиц.
Незаметно убирается одна картинка и дети должны отгадать «Какой птицы не стало?»
Игра «Кто что ест?»
Дети должны выбрать для определённой птицы нужный корм, которым она питается зимой.
Дети встают около стульчиков.
Игра «Верно - неверно»
«Я буду рассказывать про птиц, если я говорю верно, вы должны хлопать в ладоши, а если я говорю неверно, вы должны топать ногами.
- У синицы жёлтая грудка.
- У воробья большой, сильный клюв.
- У сороки длинный хвост.
- У свиристеля на голове хохолок.
- Снегирь любит сало.
- Дятел любит питаться хлебными крошками.
- Ребята отгадайте загадку.
В зимний день
Среди ветвей,
Стол накрыли,
Для гостей.
Что это? (Кормушка)
- Правильно кормушка.
- Ведь зимой птицам очень голодно, поэтому их надо подкармливать.
- Я знаю, что вы настоящие друзья птиц, вы их не только любите, но и помогаете им пережить трудные зимние дни.
- Для этого вы с родителями изготовили кормушки и мы все вместе повесили в нашем детском саду и каждый день насыпаем корм в наши кормушки.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какая птица»
Я буду читать стихотворение, та птица которая услышит о себе «прилетит на кормушку».
Мы кормушку смастерили
Мы столовую открыли
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели
А во вторник посмотри,
Прилетели снегири
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомится кашей
А в субботу на пирог
Полетели семь сорок
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
- В заключении нашего занятия мне хотелось прочитать стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц»
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
3. Заключительная часть
- Дети скажите пожалуйста, о чём было наше занятие?
- С какой новой зимующей птицей вы сегодня познакомились?
- Что ещё узнали на занятии?
- Ребята мне понравилось, как вы работали на занятии, внимательно слушали, думали, отвечали.
На этом наше занятие закончено.