Наталья Зацаринина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР на тему «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.
2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.
3. Совершенствовать навыки образовывать глаголы от звукоподражаний птиц.
4. Учить образовывать притяжательные прилагательные: куриная, петушиная, гусиная, утиная, индюшиная.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детей с ЗПР на тему „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
5. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.
6. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность. Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Активизировать речевую деятельность детей.
2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие, общую и мелкую моторики, умение согласовывать речь с движением.
3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.
4. Закреплять умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
5. Закрепить умение выделять из множества картинок заданный предмет.
6. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формировать положительную установку на участие в занятии.
2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.
Здоровьесберегающие задачи:
1. Предупреждать умственное утомление на занятии.
2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.
Оборудование:
1. Письмо от бабушки.
2. Предметные картинки домашних птиц и диких животных.
3. Макет птичьего двора, деревья (лес).
4. Мяч.
5. Картинки с изображением контуров птиц, наложенных друг на друга, на каждого ребенка.
6. Презентация, звукозапись физминутки «Танец маленьких утят».
7. Перья гуся и курицы, кисточка, емкость с водой, масло растительное, салфетки.
8. Цветные карандаши (желтые) для закрашивания цыпленка.
9. Киндер сюрприз на каждого ребенка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картинок с изображением домашних птиц, уточнение понятия «птичий двор».
2. Чтение художественной литературы о птицах : К. Ушинский «Петушок с семьей», Е. Чарушин «Утки», Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят», В. Сутеев «Цыплёнок и утёнок»
3. Дидактическая игра «Четвертый лишний», «Один – много»
4. Разрезные картинки.
Ход занятия:
Воспитатель организовывает детей, предлагая им встать в круг.
Психогимнастика.
Воспитатель: Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Ой, ребята, смотрите, что это?
(Воспитатель берёт со стола конверт).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что там.
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от бабушки! Она пишет, что она живет в деревне и у неё случилась беда. Она сегодня утром ходила кормить своих любимых домашних птиц и забыла закрыть калитку во двор и все ее птицы разбежались, они убежали в лес. В лесу птицы перемешались с дикими животными. Бабушка просит вас помочь вернуть их домой. Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте с вами посмотрим, какие домашние птицы живут у бабушки.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики пред экраном телевизора).
Воспитатель загадывает загадки посредством ИКТ.
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу (курица).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется курица.
Воспитатель: Как подает голос курица, что она делает?
Дети: Кудахчет.
Воспитатель: Как называются детки курицы?
Дети: Цыплята (на экране появляются цыплята).
Воспитатель: Во дворе птицы живут целыми семьями.
Воспитатель: Кто еще живет с курицей и цыплятами?
Дети: Петух (на экране появляется петух).
Воспитатель: А как подает голос петух?
Дети: Кукарекает.
Воспитатель: А если это семья курицы и петуха, то чья это семья?
Дети: Куриная, петушиная.
Вперевалочку хожу,
Травку пощипать люблю,
В воду залезаю,
Плаваю, ныряю! (утка).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется утка.
Воспитатель: Как подает голос утка? Что она делает?
Дети: Крякает.
Воспитатель: Как называются детки утки?
Дети: Утята.
Воспитатель: Кто еще живет с уткой и утятами?
Дети: Селезень.
Воспитатель: А если это семья утки и селезня, то чья это семья?
Дети: Утиная!
Из любого я пруда,
Сухим выйду без труда,
Клювом пёрышки поправлю,
И щипать им буду травку! (гусь).
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется гусь.
Воспитатель: Как подает голос гусь? Что он делает?
Дети: Гогочет.
Воспитатель: Как называются детки гуся?
Дети: Гусята.
Воспитатель: Как зовут их маму?
Дети: Гусыня.
Воспитатель: А если это семья гуся и гусыни, то чья это семья?
Дети: Гусиная!
Словно веер хвост,
Борода — нарост,
Нарядный сюртук,
И зовут его … (индюк)
После отгадывания загадки детьми, на экране появляется индюк.
Воспитатель: Как подает голос индюк? Что он делает?
Дети: Болбочет.
Воспитатель: Как называются детки индюка?
Дети: Индюшата.
Воспитатель: Как зовут их маму?
Дети: Индюшка.
Воспитатель: А если это семья индюка и индюшки, то чья это семья?
Дети: Индюшиная!
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»
Воспитатель: Давайте поиграем с пальчиками. Приготовьте свои пальчики.
Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок, а у утки есть утёнок,
(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)
У каждой мамы малыши все красивы, хороши!
(Показывают пальчики.)
Воспитатель проводит беседу с детьми с использованием ИКТ.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать всех на картинке? (Птицы) Воспитатель: Как вы определили, что это птицы? (У них есть крылья, тело покрыто перьями, две лапки, туловище, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)
Воспитатель: Почему их называют домашними? (Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу).
Воспитатель: Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники.)
Воспитатель: Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья)
Воспитатель: Чем отличаются птицы от животных? (У птиц тело покрыто перьями, а у животных шерстью. У птиц есть крылья, а у животных нет крыльев. У птиц есть клюв, а у животных нет клюва. У птиц 2 лапки, а у животных 4 лапы).
Воспитатель: Давайте поможем бабушке, пойдем в лес. Выберем домашних птиц среди животных и вернем их бабушке.
Дети выбирают домашних птиц, возвращают их на бабушкин птичий двор.
Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием, помогли бабушке.
Воспитатель: А сейчас мы потанцуем под веселую музыку.
Физминутка под музыку «Танец маленьких утят»
Воспитатель: Ребята, каких птиц можно встретить на пруду?
Дети: Гусей, уток.
Воспитатель: Как называют птиц, которые умеют плавать?
Дети: Водоплавающие.
Воспитатель: Почему утки, гуси и другие водоплавающие птицы плавают, а куры, петухи и индюки не могут плавать?
Дети: У водоплавающих птиц широкие лапки с перепонками между пальцев.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему гуси, утки и другие водоплавающие птицы целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды? Есть даже такая поговорка «Как с гуся вода».
Воспитатель: Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём опыт с перьями.
Опыт 1. Воспитатель опускает в воду гусиное и куриное перья, вынимает их, рассматривает с детьми. Куриное перо намокло, а гусиное - нет. Почему? (оно смазано жиром)
Опыт 2. Воспитатель намазывает одну руку жиром, опускает руку в воду на несколько секунд. Вынимает из воды, рассматривает с детьми.
Воспитатель: Что же произошло? Почему вода стекает с руки? Потому, что вода превратилась в шарики – капельки, которые скатываются с руки. То же самое происходит с водой на перьях водоплавающих птиц. Оказывается, что у всех водоплавающих птиц на спинке у хвоста есть специальная жировая железа. Гуси и утки при помощи клюва смазывают жиром свои перья. Перья птиц покрыты тонким слоем жира. Поэтому вода легко скатывается с них. Все-таки не зря в народе говорят: «Как с гуся вода».
Воспитатель: Люди научились у природы. Металлические детали у машин смазывают специальным маслом, чтобы при попадании воды они не ржавели.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Я буду называть птиц, а вы скажете, какая птица лишняя и почему.
Петух, утка, снегирь, курица.
Утёнок, цыплёнок, петух, гусёнок.
Ворона, воробей, сорока, курица.
Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны.
Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
- У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их (гуси – лебеди)
- Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (курочка Ряба)
- Какие птицы жили у бабуси? (два веселых гуся)
Дидактическая игра «Найди и раскрась»
Изображение цыпленка спрятано на фоне других птиц и животных (так называемые зашумленные картинки). Детям нужно найти цыпленка, обвести его фломастером и раскрасить, затем рассказать о своих действиях, например, «Я нашел и раскрасил цыпленка».
Воспитатель: Расскажите, чем мы сегодня занимались, кому мы помогли, как мы помогли?
Бабушка очень благодарна вам за то, что вы вернули ей ее домашних птиц. За это она передала вам яички (Киндер сюрприз).