Наталья Леванова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
(О. А. Соломенникова)
Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Компьютерная презентация Слайды с изображением птиц.
Ход занятия : (Слайд 1)
- Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы его проведем в виде викторины. И для того что бы нам его начать, нам нужно разделиться на две команды. (Разделение на команды)
- Молодцы ребята. Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.
Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая больше всего фишек.
-У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.
-Ребята, все понятно? (Ответы детей)
- Тогда мы начинаем нашу викторину.
Задание 1:
- Ребята, первое задание. Отгадайте загадку.
Загадка : Ночь, как смола, черным - черна
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава
Это ухает …. (Ответы детей). (Поднять карточку)
- Правильно, молодцы. Это сова (слайд 2). (Получают фишку)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
-Расскажите какой внешний вид у совы? (ответы детей)
- Какой окрас? (ответы детей)
- Ребята, а скажите сова зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Молодцы. Давайте подведем итог.
- Сова – крупная птица. Голова круглая как тарелка, по бокам перышки торчат, клюв крючком. Глаза большие круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Издает звуки словно охает у-ху – поэтому говорят: сова «ухает». Сова у нас зимующая птица.
Птицы отряда совиных охотятся, по большей части, лишь по звукам и шорохам, которые исходят из темноты. Поскольку слух у них отменный, они великолепно определяют направление движения животных и расстояние до нее. А еще совы приносят большую пользу для сельского хозяйства, поскольку основной пищей для них являются мыши, которые вредят фермерам.
Задание 2:
- Ребята, следующее задание (слайд 3)
- Загадка: Спинкою зеленовата,
животиком желтовата
Черненькая шапочка,
и полоска шарфика.
-Ответы детей. (Получают фишку)
- Молодцы правильно, это синица (слайд 4)
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.
- Расскажите, какой окрас у синицы? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
- А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика? (ответы детей)
- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков) к низу расширяется, а у самок 9девочек, наоборот, –сужается. (слайд 4)
- А чем синица питается? (ответы детей)
- Синица питается различными семенами.
- Ребята, а скажите синица зимующая птица? (ответы детей)
-Правильно, молодцы.
Задание 3:
- Следующее задание: (слайд 5)
Загадка: Собирает он проворно, горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом, наш любимый…. (Ответ детей, карточка)
- Правильно. Это Голубь (слайд 6).
- Ребята, рассмотрите внимательно картинку
- Расскажите какой окрас у голубя? (ответ детей).
- Ребята, а голубь больше или меньше воробья? (ответ детей)
- Молодцы, правильно. (слайд 7)
- Ребята, расскажите чем питаются голуби? (ответы детей) (слайд 8)
- А могут ли голуби передавать письма? (ответы детей)
- А как называют таких голубей? (ответы детей)
- Почтовые голуби. (Слайд 9)
- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.
- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.
- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.
- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (слайд 10)
- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы? (ответы детей)
Задание 4:
- Следующая загадка:
Загадка: Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери.
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это…. (ответы детей) (Слайд 11)
- Это снегирь. (слайд 12).
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Скажите, какой окрас у снегиря?
- Как вы думаете слово снегирь связано со словом снег? (Ответы детей)
- Можно сказать, что снегирь связан со словом снег, потому что снегири появляются с первым снегом.
- Ребята, посмотрите на картинку (слайд 13)
- Расскажите чем отличаются два снегиря друг от друга? (ответы детей)
- Правильно у одного снегиря грудка красная, а другого серая.
- Один снегирь самец (мальчик, а другая самка (девочка)
- Как Вы думаете, где самец, а где самка? (ответы детей)
- Ребята, у самца грудка красная, а у самки серо-бурая.
- Следующий вопрос, чем питаются снегири? (ответы детей)
- Питаются семенами, ягодами, и т. д. (слайд 14)
Музыкальная пауза.
- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру «Перелет птиц».
- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.
Задание 5.
- Следующее задание. Отгадайте загадку.
Загадка: Все время стучит, деревья долбит
Но их не калечит, а только лечит (Ответы детей) (слад 15)
- Это дятел (слад 16)
- Рассмотрите внимательно картинку.
- Чем отличаются дятлы друг о друга? (ответы детей)
- У одного дятла на голове красная шапочка это самец (мальчик, а у другого дятла ее нет это самка (девочка).
- Ребята, ответьте на вопрос: почему дятлы стучат по дереву? (ответы детей)
-Дятел стучит по дереву, чтобы пробить кору деревьев и добраться до самых потаенных насекомых, скрывающихся в древесной коре, освобождает дерево от вредителей.
- Следующий вопрос
- Чем питается дятел? (ответы детей)
- Дятел питается насекомыми летом, а зимой в основном семенами сосны и ели.
- Скажите дятел зимующая птица или перелетная? (Ответы детей)
Задание 6.
- Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Наши ласточки – сестрички, но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте строят эти птички.
Кто под крышей выбирает спальню для детишек,
Кто под берегом копает норки для малышек.
Ласточки – друзья, как люблю вас я!
- Ребята, про кого это стихотворение? (ответы детей)
- Да, правильно про ласточку. (слайд 17)
- Рассмотрите картинку, и скажите, какой окрас у ласточки? (Ответы детей)
- Ласточки имеют металлический сине-черный окрас, грудка и живот светло-серые, с рыжиной на лбу. У них длинный раздвоенный хвост. Крылья ласточки заостренные.
- Чем питаются ласточки? (ответы детей)
- Ласточки ловят мошек и насекомых.
- А где стоят свои гнезда? (Ответы детей)
- Да, ласточки строят свои гнезда под крышей домов и под берегом копают норки.
- Ребята, скажите ласточка зимующая или перелетная птица? (ответы детей)
- Следующее задание.
Задание 7.
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение. А вы мне скажите про кого это стихотворение.
Что за радость! Наконец, прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще – черный, по траве снует проворно,
Домик свой отвоевал, воробьев всех разогнал!
С видом деловым поспешно он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот он садиться и поет
Так, что за душу берет!
- Про какую птицу говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
- Да, правильно про скворца. (слайд 18)
- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца? (ответы детей)
- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.
- Ребята, скажите где живут скворцы? (ответы детей)
- Да, правильно в скворечнике.
- А кто для них строит домики? (ответы детей)
- Ребята, скажите чем питаются скворцы? (ответы детей)
- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.
- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы? (ответы детей).
- Правильно.
- Продолжим дальше нашу викторину.
Задание 8.
- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.
- Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (ответы детей) (Перелетные) (слайд 19)
- Назовите перелетных птиц? (ответы детей) (Ласточки, скворцы, журавли, гуси)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (ответы детей) (Зимующие).
- Назовите их. (ответы детей) (Ворона, синица, воробей, голубь)
- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. (ответы детей)
- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.
- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. (Слайд 20)
- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму? (ответы детей)
- Зимой нужно покармливать птиц.
- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.
- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба. (вручение нагрудных знаков «Знатоки птиц»)
Стук в дверь.
- Ребята, к нам кто то стучится.
- Нам с вами принесли посылку. Давайте откроем ее.
-Здесь письмо «Здравствуйте! Я Дед Природовед! Ребята, наступает зима и птицам очень нужна наша помощь. Я уже сделал много кормушек и развесил их в парке. Но птиц много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед.» (Слайд 21)
- Ребята, поможем Деду природоведу повесить кормушку? (ответ детей)
- Но, ребята одной кормушки на наш детский сад будет мало, что же нам сделать? (ответы детей)
- Да, правильно попросим пап нам сделать кормушки.