Елена Гадеева
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Наши пернатые друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Наши пернатые друзья»
Выполнила: воспитатель Гадеева Е. А., г. Саранск, 2017
Ход НОД:
1. Организационный момент.
В: звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг, и я твой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
/Добрый день, ребята!/
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе „Наши пернатые друзья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
/ В: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам на занятие пришли гости. Давайте поприветствуем их «здравствуйте» /
2. Постановка целей и задач.
В: - Сегодня, когда я шла в детский сад нашла перья (показываю). Как вы думаете, чьи они? (птичьи) Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? (о птицах)
В: - Правильно, сегодня мы поговорим о птицах. О том, чем они отличаются и чем похожи. Какие из птиц улетают в теплые страны на зиму, а какие остаются зимовать вместе с нами. Выясним, благодаря чему и почему так легко птицам удается подниматься высоко в небо и летать.
В: - Ребята, прислушайтесь, (звучит фонограмма птичьих голосов)
что вы слышите? (Это поют птицы)
В: - Мир птиц, ребята, очень удивительный и разнообразный. Мы с вами очень много раз наблюдали на улице за птицами. Каких птиц вы видели? Ответы.
В: - Скажите, все ли птицы похожи друг на друга? (Нет)
Конечно, они все разные, давайте присядем и посмотрим.
(Показ презентации)
В: - Есть птицы большие и маленькие, с красивым оперением, бывают грациозные, экзотические.
- Птицы обитают повсюду. Они живут в лесах, полях; населяют наши города, живут на водоемах у моря, и в горах; также обитают в жарких странах, в пустыне, и в самых холодных уголках нашей Земли.
В: - Все птицы в основном дикие, живут на воле, но некоторые из них являются домашними. Как вы думаете, почему они домашние? (Они живут рядом с человеком) Человек о них заботится и строит для них жилище. А, кто знает, как называется жилище для домашних птиц? /Птичник /
Скажите, какую пользу приносит птица человеку? (ответы)
Что ещё получает человек от птицы? (мясо, яйца, перо, пух)
В: С наступлением холодов некоторые птицы улетают в теплые края? Как вы думаете, как их называют, какие они? (Перелетные птицы)
Каких перелетных птиц вы знаете? Назовите их. (ответы детей)
В: Первыми на юг - улетают грачи. А позже всех улетают водоплавающие птицы: дикие утки, гуси. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Да, перелетные улетают, а с нами остаются только те птицы, которые могут переносить холода и морозы. Как их называют? Каких зимующих птиц вы знаете? (ответы)
Ребята, давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы»
Правила: Называются птицы, двигаясь по кругу дети, услышав зимующую птицу, присаживаются на корточки, а если перелетную – машут крыльями.
В: Молодцы, те, кто ни разу не ошибся.
В: Птицы – единственные, чьё тело покрыто перьями. Перья, как верхняя одежда покрывают все части тела и защищают птицу от дождя, ветра, жары и холода. Именно перья помогают птице подняться высоко в небо и летать.
Как вы думаете у всех ли птиц одинаковые перья? (нет)
Чем они отличаются? (размером, цветом, формой)
В: - Я предлагаю вам рассмотреть перья, которые я принесла на занятие, в нашей лаборатории.
Опытно - исследовательская деятельность
В: Проходите, занимайте места.
Прежде чем приступить к работе, вспомним правила:
- все, что лежит на столе – весь материал, а также руки, пальцы во время работы нельзя брать в рот;
- во время работы нельзя трогать и тереть глаза;
- в работе с ножницами мы должны быть очень осторожны, так как это опасный предмет – нельзя размахивать ножницами, нельзя держать с открытые лезвия и направлять их нужно только вниз;
- во время работы нужно быть внимательными, аккуратными, и четко выполнять команды. Готовы?
(Работа с раздаточным материалом)
ОПЫТ – 1 «Строение пера и его вес»
В: Ребята, у каждого из вас на столе лежат перья. Теперь рассмотрим, как устроено перо птицы. Возьмите в руки перо, осторожно потрогайте его.
(Слайд с пером крупным планом)
У пера посередине есть упругий стержень и по обе стороны от него плоское, довольно упругое перьевое полотно. Оно называется опахалом. Что можно сказать про перо, какое оно? (Оно большое, легкое, плотное, твердое, упругое)
Давайте, убедимся в том, что перо легкое: положите перо на ладонь, во ворую руку возьмите камушек. Взвесим. Что легче? (перо легче)
В: Какой сделаем вывод? Вывод: Перо легче маленького камушка.
ОПЫТ – 2 «Почему перо лёгкое?»
В: Интересно, почему же перо такое легкое? Давайте посмотрим, что внутри стержня. Возьмите ножницы (будьте очень осторожны) и срежьте немного стержня с краю, отложите ножницы, теперь возьмите увеличительное стекло и посмотрите, что находится внутри стержня? (он пустой)
В: Правильно. Значит, вот почему перо легкое?
В: Какой сделаем вывод? Вывод: Перо легкое, так как внутри пустое.
В: Перья не только помогают птицам взлетать и держаться в воздухе, но также спасают их от ушибов и повреждений. Перья, как любая одежда, требуют тщательного ухода, и птицы чистят свое оперение с помощью клюва. Самый важный осмотр перьев проводится осеню, т. к. зимующие птицы готовятся к зиме, а перелетные к отлету в теплые страны.
В: Ребята с наступлением холодов птицам все сложнее и сложнее добывать себе корм, и наша с вами задача - помочь птицам зимой. Скажите, как мы можем помогать птицам? (строить кормушки, подкармливать - насыпать им корм в кормушки) Из чего можно сделать кормушку? Чем можно угостить птиц зимой? (хлебные крошки, семечки, семена растений, ягодами, крупой, салом)
В: Ребята, поиграем в игру «Узнай на ощупь»
В: Я приготовила вам для птиц разного вида корм и разложила в одинаковые мешочки (показываю на подносе корм, лежащий в мешках). Рассмотрите и запомните, что может лежать в мешочках.
Пояснение: Вам необходимо узнать, что лежит в каждом мешочке на ощупь (проводится игра).
В: Молодцы, ребята. Вы можете пообещать, что не будете забывать помогать птицам и подкармливать их.
Теперь, у вас есть корм для птиц, а вот и кормушка. Мы ее закрепим на нашем участке, и будем кормить птиц зимой.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых,
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?
Подведение итога занятия : О чем мы сегодня говорили?
- О птицах. Мы рассматривали разных птиц.
- Мы рассматривали перья птиц, делали опыты. Рассматривали, как устроены птичьи перья.
- Играли в игру «Зимующие и перелетные птицы»
- Узнавали на ощупь в мешочках корм.
А теперь мы можем отправиться на улицу, чтоб закрепить кормушку на нашем участке.