Светлана Кораблева
Экологический проект в средней группе «Наши пернатые друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Наши пернатые друзья»
Цель проекта: расширение, уточнение представлений детей об изменении образа жизни птиц в разное время года.
Задачи проекта:
1. Формировать причинно-следственные связи и закономерности в природных явлениях;
2. Расширять представления о перелётных, зимующих и кочевых птицах;
3. Продолжать знакомить детей с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
4. Развивать речь детей; формировать умение обосновывать свой ответ;
Публикация «Экологический проект в средней группе „Наши пернатые друзья!“» размещена в разделах
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
5. Развивать познавательный интерес к природе; умение слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать своих сверстников;
6. Воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к птицам, чувства сопричастности к окружающей природе.
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня экологических знаний и практических умений по данному направлению.
- Создание необходимых условий по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц в разное время года
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- У детей сформируется определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: с октября по апрель.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по изобразительной деятельности, родители.
Возраст: дети 4- 5 лет.
Формы работы:
НОД, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, физ. минутки,пальчиковые игры, театрализованная деятельность, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписи, продуктивные виды деятельности.
Этапы реалзации проекта:
1 этап. Подготовительный (аналитический)
• Обсуждение цели и задач проекта воспитателями и родителями, специалистами. Сбор необходимого материала.
• Подобрать методическую литературу по теме.
• Подобрать художественную литературу, стихи для чтения детям.
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры)
2 этап. Основной (практический)
• Работа над проектом по плану с детьми, родителями, специалистами.
3 этап. Заключительный
• Обработка и оформление материалов проекта
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Презентация проекта.
Практическая реализация проекта:
Беседы: «Какие они птицы», «Что мы знаем о птицах», «Нужна ли птицам наша помощь», «Чем птицы отличаются от животных», «Охрана птиц», «Как птицы «лечат» деревья», «Птицы наши друзья», «О северных необычных птицах», «Чей след?», «Чем питаются птицы?», «У кого какой клюв?»,«Кормушка. Наши пернатые,крылатые друзья».
Составление описательного рассказа по моделям, разгадывание загадок, Рассматривание картины «Таня и голуби».
Наблюдение: «Какие птицы живут в наших краях», «Следы на снегу», «Зимующие птицы». Наблюдение за зимующими птицами (синица. воробей, голубь) около кормушки. Подкормка птиц. Выставка книг «Наши пернатые друзья».
Трудовое поручение: «Кормление птиц», «Развешивание кормушек для птиц».
Подвижные игры: «Совушка», «Скворушка», «Птички и птенчики», «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Птички летают», «Птицелов», «Уточка», «Воробышки и кот», "Пингвины на льдине", "Перелет птиц".
Физминутки: «Вороны», «Снегири», «Руки подняли и помахали».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Какая птичка улетела из домика?», Узнай по силуэту», «Кто как кричит», «Угадай что это за птица», «Угадай, кого не стало», «Собери картинку», «Назови детёныша», «Назови птицу», «Кто где живёт?», «Времена года», «Когда это бывает», «Кто как кричит?», «Кого не стало?», «Выбери птицу и расскажи о ней», «Загадки о птицах», «Какая птица улетела», «Птичья столовая».
Настольно-печатные игры: «Птицы», игра – лабиринт «Кого поймала кошка», «Чей клюв», набор пазл «Собери картинку», «Собери картинку по образцу», «Где чей дом-гнездо?».
Пальчиковые игры: «Птички», «Десять птичек – стайка», «Снегирёк», «Села птичка на ладошку…», «Сорока-белобока», «С наступлением весны птички прилетают».
Продуктивные виды деятельности:
Рисование «Птицы в небе», «Зёрнышки для птичек», «Воробей», «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей», раскрашивание раскрасок «Птицы».
Пластилинография «Пингвин».
Конструирование из бумаги «Весёлые птички», «Воробей».
Лепка «Птицы на кормушке», «Рябинка для снегирей».
Аппликация «Снегирек» (использование ватных дисков, коллективная аппликация «Птицы на кормушке», «Скворечник».
Поделки их природного материала «Эти забавные птички», «Страус»
Музыка: Прослушивание - голоса леса, лучшие звуки природы с голосами птиц, пение песни «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.
Чтение художественная литература:
Г. Скребицкий “Появились синички”,
В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”;
М. Горького «Воробьишко», С. Маршак «Где обедал воробей»,
М. Зощенко «Умная птичка», Е. Чарушина «Воробей»
чтение стихотворений: С. Михалков “Птичья столовая”,
А. Яшина “Покормите птиц зимой”, А. Барто “Скачет шустрая синица»
С. Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда».
К. Благослонова и В. Строкова «Трясогузка белая».
Л. Квитко «Смелые воробьи»,
В. Левин «Воробьиное купание»,
Ю. Казаков «Жадный Чик и кот Васька» (в сокращении)
Г. Снегирев «Про птиц».
О. Высотская «Мастерица-зима»
Е. Благинина «Улетают, улетай»,
Е. Трутнева «Галка»,
И. Токмакова «Голуби».
Итоговое мероприятие: Театрализованное представление по сказке «Курочка Ряба».
Взаимодействие с родителями:
1. Привлечь родителей для создания детских рассказов о птицах.
2. Изготовление кормушек для птиц вместе с родителями.
3. Участие в акции «Покормите птиц зимой!»
4. Привлечение родителей в изготовление костюмов для театрализованной деятельности.
Консультации для родителей:
«Зимующие птицы». «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника в семье», «Птичья столовая».
Используемая литература:
Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»
К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми»
Е. А. Альябьева «Итоговые дни по лексическим темам»
«Игрушки из бумаги»
Н. Г. Пищикова «Работа с бумагой в нетрадиционной технике»
Светлана Вохринцева «Окружающий мир»
«Перелетные и зимующие птицы» (тематический словарь в картинках)
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность»
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
И. В. Кравченко., Долгова Т. Л. «Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы»: Методическое пособие
Т. А. Шорыгина. «Птицы. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.
Итоговое мероприятие в рамках проектной деятельности: театрализованное представление по сказке «Курочка Ряба».
Цель: формировать элементарные представления о птицах, их пользе. Знакомить с произведениями русского народного творчества, в которых упоминаются персонажи птицы. Обучать детей переносить сюжет сказки в игру с использованием различных видов театра; развивать память, внимание, координацию и двигательную активность; выразительность и темп речи, силу голоса; воспитывать бережное отношение к земле и ее обитателям.
Предварительная работа: знакомство с темой «Домашние птицы»; чтение, пересказывание сказки «Курочка ряба», расcматривание иллюстраций к сказке. Беседы о сказочных героях. Рассказывание и пересказ сказки с использованием различных видов театров. Чтение сценария сказки и сравнение содержания с оригиналом. Пересказ сценарного варианта сказки по ролям. Театрализация сказки «Курочка ряба» с использованием декораций и атрибутов. Закрепление тем на занятиях рисованием, лепкой, ручным трудом, музыкальных, во время прогулок в форме наблюдений.
Сценарий.
Действующие лица: ведущий, Курочка ряба, дед, баба, мышка, цыплята.
На сцене справа стоит избушка, слева – небольшая ширма. Посередине у стола сидят дед и баба.
Ведущий:
Жили- были старик да баба,
И была у них курочка Ряба.
(Из-за ширмы выходит курочка) .
Ряба.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Жить на свете нелегко.
Я подарок дорогой вам принесла.
Золотое яичко, а не простое снесла.
(Отдает яйцо старикам.)
Баба (стучит яйцом по столу).
Ой, какое крепкое яйцо.
Дед (стучит яйцом по столу).
Да, разбить его будет нелегко!
Баба. Нет с яйца золотого толку!
Дед. Положу его на полку. (Кладет яйцо на полочку, которая стоит на краю стола.)
Звучит быстрая музыка. Выбегает, танцуя, мышка. Вертит хвостом. Смахивает яйцо на пол. Дед берет две половинки яйца.
Дед (плачущим голосом). Ой, разбилось яйцо золотое.
Баба (рассматривая). Оказалось оно пустое. (Оба плачут, причитают.)
Ни съест его, ни продать.
Дед. Видно ужина нам не видать.
(Входит курочка. Жалеет стариков, гладит.)
Ряба.
Слезами горю не поможешь!
Не горюй, дед,
Не плачь, баба.
Услужить вам буду рада.
Я яичко простое снесу.
Прямо к ужину его принесу!
(Курочка идет за ширму. Дед и баба занимаются хозяйством. Звучит спокойная музыка.)
Ведущий:
Вот и вечер уже настает.
Кура Рябушка к дому идет.
(Танец курочки.)
Баба (гладит).
Наша добрая Ряба пришла.
Ряба. Посмотрите, что я принесла. (Показывает яички в корзинке. Подает одно бабе, другое деду.)
Яички не золотые, а простые.
Дед. Вот это-то нам и нужно.
Баба. Будет у нас вкусный ужин.
Дед. Может, мы их в кастрюльке сварим?
Баба. Лучше на сковородке пожарим.
Ряба.
А эти яички я в гнездо положу
Да на них посижу.
Я своим их согрею теплом.
А что будет, увидите потом.
(уходит за ширму.)
Ведущий:
Много дней курочка в гнездышке сидела
И яички теплом своим грела.
Дед и баба о ней не забыли-
Каждый день ее кормили и поили.
Час пробил, и случилось чудо,
Но об этом рассказывать не буду.
Вы сейчас убедитесь сами,
Увидите все своими глазами.
(из- за ширмы выходит курочка, а за нею идут цыплята.)
Ряба.
Квох-квох, за мной пушистые комочки.
Познакомтесь, это мои сыны и дочки.
Скоро они подрастут.
Много вам яичек принесут.
(Танец цыплят.)
Ведущий:
Ну, а вы поняли, ребята,
Откуда взялись эти цыплята?