Инна Кобзова
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности по методу А. И. Савенкова «Волшебница Капуста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница - Капуста»
Цель: упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности по методу А, И, Савенкова „Волшебница Капуста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Капуста. Все о капусте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• развивать познавательную активность;
• расширять представления об объектах окружающего мира;
• формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность;
• развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
• развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми;
• активизировать словарь (исследование, учёные, эксперимент, энциклопедия, гипотеза, лаборатория, конференц-зал, информация);
• закреплять умение работать в команде;
• совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке, изображать полученную информацию с помощью пиктограмм–символов;
• расширять знания детей о полезных свойствах капусты, о разновидностях капусты;
• познакомить с уникальными свойствами краснокочанной капусты - изменять цвет в зависимости от среды (кислая, щелочная, нейтральная);
• поддерживать двигательную активность детей;
• воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Методы и приемы :
1. Наглядные - рассматривание изображений методов исследования, рассматривание зарисованной информации, рассматривать листы капусты (белокочанной, краснокочанной, пекинской).
2. Словесные - рассказ воспитателя о методах исследования, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; получение информации от другого человека.
3. Практические - проведение эксперимента, получение информации из книг, подвижная игра, зарисовывание полученной информации.
Материалы и оборудование:
- папки «исследователей», карточки с символическими изображениями «методов исследования»;
- фломастеры, листочки бумаги 10х10;
- детские энциклопедии с информацией о капусте;
- иллюстрации видов капусты;
- муляж капусты;
- одноразовые шапочки, нарукавники – по количеству детей;
- для опыта №1 –тарелочки с кусочками капусты, лупы – по количеству детей;
- для опыта №2 - 4 стаканчика, отвар краснокочанной капусты, уксусная кислота, пищевая сода, нашатырный спирт,
- иллюстрации блюд из капусты;
- головной убор академика, мантия;
- проектор, ноутбук, колонки, экран.
Ход НОД:
Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель:Ребята, сегодня мы снова будем проводить исследования, как настоящие ученые. Кто такие «учёные»?
Дети: Это люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения. Открывают для всего мира что-то новое.
Раздается стук в дверь. Заходит ребёнок из параллельной группы.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут … у меня к вам просьба. Мой друг Никита часто болеет и не приходит в детский сад. А мама сказала: «Это потому что он не любит, есть капусту». Вы смогли бы мне помочь узнать, действительно ли она полезна?
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да.
Воспитатель:Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и подготовить, об этом небольшой доклад.
Карточки с обозначением методов исследования, это - план наших действий. Давайте вспомним, с чего начать наше исследование?
Кладем на первое место карточку с символом, обозначающим действие
«Подумать самостоятельно». Что нам следует сделать после этого?
Так, отвечая на аналогичные вопросы вместе с детьми, постепенно выстраивается вертикальная линия из карточек: «Подумать самостоятельно», «Спросить у другого человека», «Посмотреть в книгах», «Позвонить знатоку», «Посмотреть в интернете», «Понаблюдать», «Провести эксперимент».
Воспитатель: Давайте договоримся - я буду вашим консультантом. Вы будете собирать всю информацию о капусте, изарисовывать схематично в папках исследователей, а я на доске мелом.
И так, давайте подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди).
Игра «Назови блюда из капусты»
(дети передают друг другу муляж капусты и называют блюда из неё)
Ребё нок: «Всем известно: без капусты
У тебя в кастрюле пусто.
Коль капуступозабудешь,
Есть борщи, и щи не будешь»
(демонстрируется презентация блюд из капусты)
Воспитатель: Следующий метод по плану - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте.
1гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «КУПРУТУМ», что в переводе означает «ГОЛОВА»
2гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты
3гость - капуста это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней.
Делаем пометки в папках исследователей.
Воспитатель: Спасибо за помощь. А мы сейчас найдём информацию в книгах и позвоним знающему человеку – нашему медику Татьяне Рафаиловне.
В ходе телефонного разговора дети узнают, что капуста – лекарственное растение. Капусту можно применять при насморке и кашле, при ушибах, ожогах. Так же, капуста богата витаминами А и С полезна для лучшего роста детей, ведь капустный сок содержит ростовые вещества.
Воспитатель: следующий метод - «Посмотреть в интернете»
Демонстрируется слайдовая презентация «Всё о капусте»
(где растёт, несколько видов, полезные качества)
Воспитатель приглашает детей в Лабораторию.
Опыт № 1
Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой.
Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок.
Опыт № 2
Воспитатель: А ещё капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями.
У меня есть отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если я добавлю в каждый стакан с водой этот отвар, что произойдет с водой?
Дети: Она станет светло-фиолетовая.
Воспитатель:Давайте проверим.
В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара.
В первом стакане вода становится розовая,
Во втором стакане - синяя
В третьем стакане - зеленая
И в четвертом стакане – светло-фиолетовая.
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, почему произошла такая реакция? (ответы детей)Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила уксус, во второй – соду, в третий – аммиак, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая.
Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная).
Опыт № 3
Воспитатель: Можно продолжить эксперименты с капустой. Мы узнаем, как вода движется по растению от корня к листьям. Для этого мы поместим листья пекинской капусты в наши готовые красители и завтра узнаем результат.
А сейчас, я предлагаю желающим представить свой доклад по теме «Капуста»(после выступлений проводятся обсуждения и задаются вопросы).
Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт.
Воспитатель: Наши выводы и рекомендации мы передаём мальчику Никите, желаем ему здоровья. И приглашаем вас завтра на завершение нашего третьего эксперимента.