Шепелева Татьяна
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Волшебница- вода»
Воспитатель: Шепелева Татьяна Владимировна
Цель: расширить знания детей о воде, как объекте неживой природы, ее значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
Задачи:
1. Рассказать о значении воды в нашей жизни.
2. Показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о многообразии состояний воды (дождь, роса, снег, иней, лед, пар).
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
3. Развивать эстетическое восприятие воды в природе (красоты озер, вид росы на растениях, радуга, сверкающий снег и лед и т. д.).
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Участники: воспитатель, воспитанники в возрасте 4-5 лет.
Предварительная работа
1. Наблюдение за лужами, образованием льда, появлением первого снега.
2. Наблюдение за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея. Выводы о связи с температурой воздуха.
3. Наблюдение за ледоставом.
4. Наблюдение за снегопадом. Рассматривание снежинок.
5. Наблюдение за туманом над рекой в морозную погоду.
.
Ход занятия:
Воспитатель вносит в групповую комнату глобус.
-Ребята, посмотрите на глобус. Знаете, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Да, на нашем земном шаре очень много воды, гораздо больше, чем земли.
-Скажите, для чего нам нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Конечно, на Земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды.
- Ребята, давайте подумаем, сколько жидкости мы выпиваем за день? Давайте посчитаем. (чай, какао на завтрак, компот, кисель на обед, чай на ужин, дома еще раз пьем чай вечером и т. д.)
- А еще супы, борщи, овощи.
Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости» (чай, кисель, сок, минеральная вода, лимонад газировка, бульон, какао, кофе, морс и т. д.)
-Вот мы покушали, теперь идем умываться. Подумайте и скажите, откуда берется вода в кране? (ответы детей). Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки,
проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
К воде, ребята, нужно относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
- А как же «рождается» речка? Хотите узнать? (приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани). На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную речку, остальные (можно использовать ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Опыт
Возьмем кусочек стекла, нальем на стекло немного воды… Что получилось? (лужа, озеро маленькое). А теперь наклоним стекло… (речка потекла). А если сильно наклонить? (теперь совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет с гор, то течет быстро. Если по ровной земле, то течет медленно.
- Вот как много воды, но надо ее беречь, чтобы другие люди могли пользоваться чистой водой.
-Вы знаете, что вода – настоящая волшебница? Она умеет превращаться и изменяться. Попробуйте отгадать загадки:
1. В огне не горит
И в воде не тонет. (лед)
2. Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит…
Тогда без бот или калош
Его сухим не перейдешь. (дождь)
3. Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (сосулька)
4. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные – вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (снежинки).
- Подскажите, что на глобусе обозначено белым цветом? (это льды и снега)
- Это тоже вода. А еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака.
(Воспитатель предлагает детям картинки с изображением пейзажей в различные времена года, предлагает найти на них воду, узнать ее).
Опыты с водой.
1. Воспитатель предлагает детям подойти к столику, на котором стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
2. Воспитатель предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко. Доказать, что у воды нет вкуса.
3. Воспитатель предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. Вывод: вода может быть теплой и холодной.
4. Воспитатель кладет в 1 стаканчик немного соли, в другой немного сахара, перемешивает, предлагает попробовать воду через соломинку на вкус, спрашивает, каков вкус у воды (соленая, сладкая). Посмотрите, соли, сахара в воде нет, а вкус остался.
Оказывается, вода обладает способностью растворять соль и сахар. Значит, вода действительно волшебница.
Ну, а сейчас давайте поиграем.
Игра «Капельки и Тучка»
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а детки – Капельки, и им пора отправляться в путь. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка подсказывает, что им делать. Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, потом вспомнили, что мама Тучка наказывали домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучке.
Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Рефлексия
Расскажите, о чем мы сегодня говорили?
Во что может превратиться вода?
Почему воду называют волшебницей? Какая бывает вода?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. -М. :Сфера,2005.
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.
Воронеж: Учитель,2002.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Познавательное развитие : Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Воронеж: Учитель,2004.
4. Сайт: Инфоурок. ru