Корсукова Оксана
Конспект открытого занятия «Наши помощники — органы чувств» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Организационная информация Примечание
1. ФИО, должность педагога Корсукова Оксана Александровна, воспитатель средней группы
МБДОУ «Детского сада №6 п. Шильда» Адамовский р-н
2. Образовательная область Познавательное развитие
3. Доминирующая деятельность детей Познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная
Методическая информация
Публикация «Конспект открытого занятия „Наши помощники — органы чувств“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Тема непосредственно образовательной деятельности Наши помощники – органы чувств
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, эксперимент, опыты).
Проблемные (вопросы поискового характера, проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление)
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Компьютерные технологии: презентация слайдов, динамическая пауза с использованием ИКТ.
Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «Познавательное развитие» образовательной программы МБДОУ «Детский сад №6 п. Шильда», вариативной частью в образовательной программе.
3. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» (развитие монологической и диалогической речи, умение общаться с взрослыми и со сверстниками,
«Социально-коммуникативное развитие» (умение по примеру взрослого или самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать настроению других людей,
«Познавательное развитие» (знание органов чувств, значение в жизни человека, знание цифр,
«Художественно-эстетическое развитие (умение создавать аппликацию, развитие музыкального слуха,
«Физическое развитие» (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики, гимнастика для глаз, подвижные игры)
4. Вид детской деятельности художественно-творческая (развитие музыкального слуха, умение создавать аппликацию);
коммуникативная (лексика, диалог, монолог, общение по поводу обсуждения органов чувств и их значения для человека, взаимопомощь в собирании пазл, умение слушать друг друга, высказывать свою точку зрения);
исследовательская (нахождение решения проблемной ситуации, эксперимент, опыты)
игровая (дидактические, подвижные игры, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики)
5. Возрастная группа : Подготовительная группа
6. Цель: - систематизировать и дополнять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
6.1 Задачи - закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
- развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения, мышление, речь.
- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, самостоятельность, аккуратность, чувство взаимопомощи, умение трудиться.
7. Планируемые результаты: - ребенок знает названия органов чувств, их значение для жизни человека;
- умеет работать с бумагой, кисточкой, клеем;
- у ребенка сформированы навыки по составлению счета в пределах 5;
- ребенок самостоятельно способен создать аппликацию «Солнышко»;
– желание вести здоровый образ жизни.
Предметные:
Знать названия органов чувств.
Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение друг к другу.
Основные понятия: Органы чувств
7.1 Наличие ценностных ориентиров, потребность в общении в художественно-эстетической среде, навыки партнерства в художественно-эстетической деятельности, способность к сопереживанию
8. Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств, ИКТ, баночки с различными запахами, стаканы с простой водой, волшебный мешочек, музыкальные инструменты, целлофановый пакет, таблички с цифрами, пазлы «Органы чувств», белый халат, корзинка с угощением.
9 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты Беседа «Здоровый образ жизни», просмотр медиа - диска «В гостях у тётушки Совы» («Правила гигиены»)
Конспект непосредственно образовательной деятельности 30 мин
I. Вводная часть 5 мин
1.1
Мотивация деятельности детей
Цель: организовать детей, создать положительный эмоциональный настрой, мотивировать детей на включение в деятельность Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут Оксана Александровна. Я профессор из волшебного Института Здоровья. Недавно я случайно узнала, что в вашем детском саду живут очень умненькие, любознательные детки и мне так захотелось побывать у вас в гостях. Примите гостью? (ответы детей). Давайте мы с вами ближе познакомимся! Идемте в круг!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
11.2 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Цель: актуализация знаний детей о мозге, создание проблемной ситуации; Ребята, ответьте мне на вопрос: «Кто такой командир?» (Ответы детей) А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает слайд с изображением мозга) Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей) Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. А кто знает, где он находится? (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга). Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Хотите заглянуть внутрь нашей головы? (воспитатель показывает макет «мозга») На что он похож? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы)
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности) - А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. А помогают мозгу всё это запоминать его личные помощники, которые называются органы чувств. А вы хотите узнать, что это за помощники? Я предлагаю вам отправиться в мой Институт Здоровья, где мы побываем в разных лабораториях, сами попробуем себя в роли исследователей. А полетим мы туда на самолете. Итак, заводим двигатели - полетели (на экране звук летящего самолета) прилетели на середину группы
II. Основная часть: 20 мин
2.1 Восприятие и усвоение нового
Беседа, постановка вопросов поискового характера (проведение эксперимента)
Цель: познакомить с органами чувств через опытно-экспериментальную деятельность.
Исследование органа зрения
Исследование органа слуха
Исследование органа осязания
Динамическая пауза с ИКТ
Исследование органа обоняния
Исследование органа вкуса Отправляемся в лабораторию №1. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Ребята, что интересного вы увидели? (ответы детей) А с помощью чего вы смогли посмотреть на эту красоту? (ответы детей) Правильно! Мы попали в лабораторию органов зрения! Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Посмотрите друг на друга, у всех есть глазки? Какие они? (ответы детей) Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, хорошие ли помощники для нас глазки? Может они нам и не так уж нужны? Воспитатель показывает картинку мяча: Давайте попробуем нарисовать на доске мяч (один ребенок рисует с закрытыми глазами, а другой с открытыми). У кого как получится? (обсуждают полученный результат, делают вывод о важности глаз для человека) Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы наши глазки всегда были здоровы (проводится комплекс зрительной гимнастики)
Физкультминутка для глаз.
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано.
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг
Посмотрю на мир вокруг.
Мы отправляемся в следующую лабораторию №2. В коробке спрятана музыкальная шкатулка. Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку: Ребята, как выдумаете, что это играет? (ответы) Посмотрите, какая красивая шкатулка. Вы хотите узнать, что там? А давайте попробуем отгадать, что там находится интересным способом: отвернувшись от нее (дети отворачиваются, отгадывают предметы по звуку). Ребята, а как вам удалось все отгадать? Что вам помогло? (ответы детей) Правильно. Мы попали в лабораторию органа слуха. Слух для человека - это большая ценность. А для чего нужны ушки? (ответы) Благодаря им мы хорошо слышим окружающие нас звуки (пение птиц, голос человека, звук машин, музыку и т. д.). А сейчас давайте поиграем в игру, в которой без ушек мы никак не справимся.
Игра «Узнай по голосу»
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д.)
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни (ответы детей?
Отправляемся в лабораторию №3. Ребята, посмотрите, что здесь лежит? (бумага, клей, кисточки). Как вы считаете, а что можно из этих предметов смастерить? (ответы детей). А как вы узнали, что можно сделать солнышко? А какие органы чувств нам помогут (ответы? Правильно. Мы попали в лабораторию органа осязания. Это наши ручки, а точнее кожа наших рук. Посмотрите на них. Что мы делаем руками? (пишем, рисуем, трогаем предметы, держим ложку). Прежде чем начать работу, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку она глядит,
На заборе кот сидит!
- Мы очень хорошо потренировали свои пальчики. Приступаем к работе (дети, совместно с воспитателем создают аппликацию – солнышко). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось! Какое оно? А какие помощники помогли создать нам его (ответы детей?
Физкультминутка на экране
Какие органы чувств помогли нам сделать зарядку? (глазки, уши, руки)
Отправляемся в лабораторию №4. Ребята, посмотрите, что у нас тут спрятано? (под салфетками три баночки). Как вы думаете, что там внутри? А как нам узнать? Какие органы чувств нам могут помочь? (ответы детей)
Игра «Чудо – нос»
Воспитатель: Какой мы вывод сделаем? Помогает ли нос нам в жизни? А вы знаете, ребята, нос задерживает вредные микробы, чтобы они не попали к нам в организм. Также он может рассказать нам об опасности. Как вы думаете как? (ответы детей) Если в доме что-то загорелось, как мы узнаем, если мы не видим пожара? (ответы)
А я знаю интересную дыхательную гимнастику, чтобы наш носик хорошо дышал.
Дыхательная гимнастика:
Глубоко вдохнем мы воздух, ртом мы выдохнем его,1 вдох, 2 выдох.
Крылья носа мы погладим, Снизу разотрем, глубоко опять вдохнем.
Наконец, мы пришли в лабораторию №5. На столе стоят стаканы с водой. Воспитатель создает проблемную ситуацию: Что в стаканах? Какого цвета? Как вы думаете, какая она на вкус? А как узнать? Носик нам может помочь? (пробуют). Нет, не может. А кто нам может помочь?
Воспитатель: Правильно. Это и есть наш последний орган чувств, орган вкуса. Давайте попробуем с помощью язычка определить на вкус водичку. (Дети пробуют воду) Какая вода на вкус? (ответы) И снова никто из вас не ошибся! Хороший ли помощник наш язычок? А еще для чего нам нужен язык? (разговаривать). А для того чтобы правильно произносить звуки, нужно тренировать наш язычок.
Артикуляционная гимнастика
III. Заключительная часть. Рефлексия
Цель: проанализировать уровень усвоения материала по теме «Органы чувств». Вот мы и познакомились со всеми органами чувств. Проверим, хорошо ли вы запомнили названия наших помощников. Давайте соберем пазлы, которые называются «Органы чувств» (дети собирают пазлы, рассказывают, как нужно беречь органы чувств). Давайте будем любить своих помощников, и учится оберегать их от грязи, болезней и ушибов. 5 мин
Подведение итогов. Самоанализ деятельности детей
выявить умение оценивать результаты своей деятельности; выражать свои чувства Какие молодцы! Вы справились со всеми заданиями в Институте Здоровья, но нам пора возвращаться в детский сад. Полетели на самолете обратно в группу. Вам понравилось в Институте Здоровья? А кем мы были там? Что мы там сегодня исследовали?
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Скажем всем мы до свиданья!
Дальнейшая проработка темы
1. Проведение занятия (для коллектива работников ДОУ, для гостей) Подготовка к проведению и показу занятия.