Анна Кравц
Развитие речи «Наши помощники. Органы чувств» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Наши помощники "
Цели:
- Формировать представления об органах слуха, зрения, обоняния;
- Развивать фразовую речь, мышление, слуховое внимание;
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
Публикация «Развитие речи „Наши помощники, Органы чувств“ в средней группе» размещена в разделах
- Органы чувств человека и их назначение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Материал : Клубок ниток, плакат с надписью «Мир здоровья», игрушка - зайчик, подушечки для сидения, витаминки-аскорбинки для угощения, ширма, предметы для игры «Узнай по звуку» (колокольчик, стакан, дудочка, стакан с водой, лист бумаги для разрывания и шуршания, тарелочка со свежим нарезанным чесноком.
Ход деятельности
: Воспитатель:
- Я рада видеть вас ребята и желаю всем здоровья!
- А что такое здоровье? (ответы детей)
- Чтобы не болеть, быть всегда в хорошем настроении, я вам предлагаю отправиться в путешествие в «Страну здоровья». А поможет нам в этом вот этот клубок ниток, он нам укажет путь в «Мир здоровья».
(бросаю клубок, дети по ниточке идут к плакату «Мир Здоровья»)
Стук в дверь.
Воспитатель: –Кто это там стучит, пойду посмотрю. (Заношу зайчика)
- Да это же зайчик, он к нам пришёл из леса. Какой он красивый! Какие у него длинные уши! Как вы думаете, зачем ему такие длинные уши?
(выслушиваю ответы).
- Правильно, он всегда слушает, не идёт ли волк, не подкрадывается ли
Лисичка. (Посадить зайчика на видное место.)
- А нам зачем ушки нужны? (ответы)
- Верно, уши помогают нам слышать разные звуки: тихие и громкие, нежные и ласковые, приятные и не очень, и даже звуки опасности (какие).
- Давайте посмотрим на уши друг у друга. Видите, у всех ушки разные по форме, размеру, но людям они служат одинаково: мы ими слушаем (ушки-послушки).
- Подумайте, что было бы, если бы мы вдруг перестали слышать? (ответы детей)
- Да, мы бы очутились в полной тишине, мы бы перестали понимать друг друга.
– Сейчас мы поиграем в тишину: Закройте руками свои уши и послушайте тишину. – А теперь откройте ушки и послушайте звуки вокруг нас. – Что вы слышите? (ответы, дети перечисляют)
- Всё вокруг наполнено самыми разными звуками, они заполняют тишину.
- Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Узнай по звуку»
(дети рассаживаются на подушечки, которые лежат на ковре. Воспитатель за ширмой производит разные звуки, а дети отгадывают, что это за звуки: звук льющейся воды, шуршания бумаги, звон стекла, рвущейся бумаги, звук дудочки)
- Чтобы наши ушки слышали ещё лучше, давайте потрём мочки пальчиками
( гимнастика для мочек ушей: «Очень важные все точки расположены на мочке: ушки книзу потяни - раз, два, три и раз, два, три. Потяни ещё, опять – раз, два, три, четыре, пять.)
- Скажите, а как надо ухаживать за ушками (ответы детей)
-А что делать если уши заболели (ответы детей)
-Молодцы! Ну что, пошли дальше, смотрите - вот дорожка здоровья - и коврик здоровья - давайте по ним пройдём – и сядем на стульчики.
- Ребята, вы чувствуете, запах здесь какой-то, чем-то пахнет (нюхают)
- Запах резкий, не очень приятный, но зато полезный. Зачем надо есть чеснок?
-А чем вы почувствовали запах чеснока? (носом). А для чего нам нужен нос? (ответы детей). - Верно, нос нужен человеку для дыхания. А если человек не может носом дышать, а дышит ртом то, что это значит? Что нужно делать?
- Верно, обращаться к врачу и лечить.
- Ещё наш нос может распознавать различные запахи: приятные, душистые и не очень приятные, резкие и даже опасные.
- А ещё я вам хочу сказать, что в носу человека есть ворсинки
(волосики, они защищают организм человека от заболеваний.
Показать картинку с изображением строения носа.
- Когда человек вдыхает воздух, но на этих ворсинках оседает все пылинки и в лёгкие попадает уже чистый воздух.
- А как нужно ухаживать за носом? (следить, чтобы нос всегда был чистый)
- А ещё, чтобы ваш нос хорошо дышал, нужно делать дыхательную гимнастику. Вот сейчас мы с вами и сделаем:
-Закрыть одну ноздрю пальцем, дышать через другую (поменять через 4-5раз местами палец и ноздрю)
-Попеременно нажимая указательными пальцами то на одну ноздрю, то на другую, произносить звук (М)
-Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот - вдохнув, разжать пальцы (5 раз)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, здесь, в стране Здоровья мы уже сделали гимнастику для ушей, для носа.
-А как вы думаете, что помогает человеку видеть? (глаза)
- Верно, глазами человек видит, Это очень важный орган человека, и их нужно беречь. А вы знаете как? (ответы детей).
-А если заболят глаза, что надо делать?
- Давайте закроем глаза и посмотрим, что произойдёт. (Дети закрывают глаза ладонями)
- Ну, что вы видите? (темноту)
- Вот, видите, всё черно и ничего не видно. А наши глаза помогают нам смотреть на мир цветными красками, смотреть на красоту вокруг нас, ведь все предметы вокруг нас – цветные. И мы всё это видим своими глазками.
- Представьте себе, как тяжело слепым людям – ведь они ничего не видят!
И им всегда нужен помощник, чтобы сделать какие-то дела.
- А вот здесь, на столе лежат картинки. Сейчас пройдите к столам и выберите те картинки, где нарисовано, как правильно ухаживать за такими важными помощниками человека, как уши, нос, глаза. Да, я не просто так сказала – помощниками, потому что уши, носик и глаза – нам всегда помогают!
Дети проходят к столам и подбирают нужные картинки.
- Вот, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. (звучит бодрая музыка и дети шагают друг за другом по кругу)
Итог: Вам понравилось наше путешествие? Про что мы с вами говорили?
Что вам понравилось? Давайте ещё раз скажем про наших помощников :
«Помогают нам всегда – ушки, носик и глаза!»
- Я хочу всем вам пожелать крепкого-крепкого здоровья. (Угостить детей витаминками-аскорбинками).