Таисья Ромицина
Конспект интегрированного занятия «Наши помощники — органы чувств» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ "НАШИ ПОМОЩНИКИ - ОРГАНЫ ЧУВСТВ"
Цель: Закрепить знания детей об органах чувств и их значении в жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
формировать осознание у детей необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни,
расширить понятия о значении для человека слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания в познании мира.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Наши помощники — органы чувств“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающие:
развивать познавательный интерес способность к эмоциональному проживанию, развитию уверенности в себе,
развивать умение обобщать, делать выводы, закреплять интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
воспитывать у детей любознательность, соблюдать правила поведения,
воспитывать потребность быть здоровым.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопросно-ответный);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты, экспериментирование).
Педагогические технологии: проектирование, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения:
Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки или муляжи с изображением органов чувств)
Предварительная работа:
Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья", "Уроки Айболита", "Уроки Мойдодыра". Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"
Игры - занятия "Угадай, кто тебя позвал", "Определи на вкус", "Пальчики - узнавальчики", "Таинственные флаконы", "Твердый - мягкий"
Разучивание стихотворения об уходе за органами слуха.
Ход занятия
Воспитатель: Хочу спросить у вас, дети, кто такой командир? Какого человека можно так назвать? А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает воспитатель у детей,- что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)
- Кто из вас знает, как его зовут? Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложен по строению, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? Что напоминает? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.) Обобщает высказывания детей.
- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
- А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
- Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. (Дети проходят в "Институт здоровья" их встречает воспитатель-"ученый".)
Ученый: Здравствуйте, ребята. Рад приветствовать вас в нашем Институте здоровья. Вы побываете в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств. Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
-Заходим в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее поймете, какой орган чувств здесь исследуют.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила.)
1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
6. Нужно гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Наши дети заботятся о своем зрении, и делают специальную гимнастику для глаз (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! –
Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
Ученый: (Предлагает пройти во вторую лабораторию и загадывает загадку.)
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше:(ушки)
- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
(Тихо говорит.) Садитесь. (Дети выполняют)
- Почему вы сели? (Ответы детей.)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель:
- А мы знаем правила по охране слуха. (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)
- А еще, Егор знает стихотворение про то, как нужно ухаживать за ушами.
Стихотворение
Доктор, доктор, как нам быть:
Уши мыть или не мыть?
Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:Еже!
Отвечает доктор гневно:
- Еже, еже, ежедневно! (Э. Мошковская)
Ученый: А сейчас я хочу проверить, хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Ученый: Голоса своих друзей вы легко угадали, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?
Проводится игра:
"Какой музыкальный инструмент звучит?"
Музыкальные инструменты находятся за ширмой. Педагог поочередно играет на инструментах. Дети на слух определяют, какой музыкальный инструмент прозвучал.
Ученый: Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку.
Загадка
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, ,гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей.)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Упражнение "Ежики" (Спокойное дыхание через нос.)
Упражнение "Ракета" (Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
- А теперь сыграем в игру
"Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
Ученый: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.
- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, что бывает сладким (горьким, кислым, соленым? (Ответы детей.)
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся.
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
Ученый предлагает игру:
"Определи на вкус"
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту:
Ученый: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.
Предлагает провести пальчиковую гимнастику:
"В гости"
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Ученый: Пальцы мы потренировали, теперь давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.
Проводится игра:
"Жмурки"
Ученый: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья.
Воспитатель: Спасибо вам за такую интересную экскурсию. До свидания!
Ученый: До новых встреч!
Воспитатель: Ну, а нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Как называется "командир" нашего тела? Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши органы чувств.
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья:
Дети говорят друг другу добрые пожелания.
Литература:
1. Слисенко Е. И., Гуменюк Н. А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.
2. Стрменьова И. Я-человек, ты-человек. -М. : Дет. лит. ,1991.
3. Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт. -сост. Сигилива М. Н. -Волгоград : Учитель,2005.