Елена Никитина
Конспект открытого занятия «Школьные принадлежности» для дошкольников
▼ Скачать
Цель: сформировать представление детей о школе и школьных принадлежностях.
Задачи:
Основные:
- Развить знания детей о школе;
- Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей;
- Развивать желание учиться;
- Развивать кругозор детей;
- Развивать логическое мышление;
- Обогащать словарь детей по данной теме;
- Развить зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук;
Публикация «Конспект открытого занятия „Школьные принадлежности“ для дошкольников» размещена в разделах
- Развить речевую активность детей, продолжить учить детей давать ответы на поставленные вопросы.
Образовательные:
- Активизация и актуализация словаря по теме "Школьные принадлежности";
- Учить делать простейшие обобщения;
- Совершенствовать грамматическое оформление фразы.
Развивающие:
- Развитие познавательных способностей детей;
- Развитие связной речи;
Воспитательные:
- Воспитание навыка сотрудничества на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.
- Продолжать психологическую подготовку детей к школе.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, речевая, игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приё мы: беседа, объяснения, показ, игры, поощрение, упражнения, похвала, оценка.
Оборудование: плакаты на тему "Школа"; иллюстрации на тему "Школьные принадлежности"; иллюстрации с изображением учителя; раздаточные карточки с изображением различных предметов (школьные принадлежности, инструменты, игрушки, электроприборы, посуда и т. д.); наглядный материал (рюкзак, дневник, пенал, подставка, обложки, тетради, краски, ручки и т. д.); разрезные картинки на тему "Школьные принадлежности"; задания на логику (раздаточный материал); мяч; цветные карандаши.
Ход задания:
1. Организационный момент
- Ребята, чтобы понять о чём мы сегодня будем говорить на занятии, отгадайте мою загадку:
Дом на улице стоит,
Детвора к нему спешит,
Несут тетрадки, книжки
Девчонки и мальчишки. Что это? (Школа). Правильно!
- Ребята, вы стали совсем взрослыми, наш учебный год подходит к концу, и вы скоро пойдёте в школу, в первый класс. В этом году у нас много выпускников (перечислить имена выпускников).
- Ребята, а для чего дети ходят в школу? (Дети ходят в школу для того, чтобы узнать много нового, полезного, интересного, чтобы многому научиться, чтобы завести новых друзей).
- Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученик, ученица, школьник, школьница).
- А как называют детей, которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы).
- А кто учит детей в школе? (Учит детей в школе учитель, учительница).
- За чем дети сидят в школе? (Дети сидят в школе за партами). Правильно!
- В учёбе вам помогут школьные принадлежности. На нашем занятии мы рассмотрим их и познакомимся с ними поближе.
2. Беседа о школьных принадлежностях
- Ребята, давайте посмотрим на иллюстрации, которые висят на доске и назовём школьные принадлежности. Какие школьные принадлежности вы знаете? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка, ластик, пластилин и т. д.)
3. Описательный рассказ
- Ребята, а сейчас мы с вами про каждый школьный предмет, составим предложения, описав, для чего нужны эти предметы. При этом рассматриваем наглядный материал:
* Пенал - нужен, чтобы держать в нём карандаши и ручки
* Краски - нужны, чтобы ими рисовать
* Тетради - нужны, чтобы в них писать
* Резинка (ластик) - нужна, чтобы ею стирать
* Точилка - нужна, чтобы точить карандаши и т. д.
4. Разделить на слоги
- А теперь, давайте разделим названия школьных принадлежностей на слоги, и проговорим поочерёдно, называя количество слогов:
* Рюкзак - рюк-зак
* Ручка - руч-ка
* Пенал - пе-нал
* Альбом - аль-бом
* Карандаш - ка-ран-даш
* Тетрадь - тет-радь и т. д.
5. Загадки
- Отгадайте загадки, ребята:
Грамоты не знаю,
А весь век пишу (Ручка).
Стоит только ошибиться,
Он пройдется по странице.
От помарки - вот так да!
Не осталось и следа (Ластик).
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки, -
Что угодно для души. (Пенал).
Если ты его отточишь -
Нарисуешь все, что хочешь (Карандаш).
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (Тетрадь).
Хотя и скромен он на вид,
Но знаний клад в себе таит.
Как добрый маленький волшебник
Нам открывает мир (Учебник).
На удивление прямая,
Она чертить нам помогает.
С ней проведем черту не криво,
А очень ровно и красиво (Линейка).
В воду любит окунаться,
В краски любит одеваться,
А потом - прыг-скок
И раскрасила цветок (Кисточка).
В школьном рюкзаке лежу,
Как ты учишься скажу (Дневник).
Два ножа, скрепленных вместе,
Не сидится им на месте;
Вырезают и кроят,
Вместе с нами мастерят (Ножницы).
Всё интересное с тобой
Мы нарисуем в свой. (Альбом).
- Ребята, скажите как мы можем назвать все эти предметы? (Школьные принадлежности). Молодцы!
- А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку:
За спиной огромный дом
И пенал, и книжки в нем,
И тетрадки, и альбом.
Ходит в школу этот дом (Школьный рюкзак).
- Правильно, это школьный рюкзак. Вот он перед вами (рассмотреть с детьми школьный рюкзак). Опишите его (какого он цвета, размера, есть ли в рюкзаке карманы для мелких вещей, сколько в нём отделений).
6. Дидактическая игра "Что лежит в рюкзаке" (используем мяч)
- Дети встают в круг. Учитель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, карандаш, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, дневник, кукла, пенал, грибы. Если, по мнению ребёнка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет - ловить мяч не нужно.
7. Упражнение "Выбери школьные принадлежности" (используем логическое задание)
- Детям раздаются распечатки с заданием. Для начала, дети называют школьные принадлежности, которые знают. Затем, дети выбирают только школьные принадлежности из различных предметов, и проводят стрелки до портфеля.
8. Дидактическая игра "Четвёртый лишний" (используем раздаточные карточки)
- На доске висят карточки с изображением школьных принадлежностей, по три штуки, к ним добавляется один предмет (или наоборот, три карточки различных предметов, с добавлением одной школьной принадлежности). Дети должны определить, какой предмет лишний в данном ряду, и объяснить, почему.
9. Физкультминутка
- А теперь, давайте разомнёмся, ребята. Выходите из-за парт. Будьте внимательны! Если назову слово "рюкзак" - нужно тихо стоять, если слово "пенал" - нужно приседать, а если слово "дневник" - хлопать в ладоши.
- Молодцы, ребята! Продолжаем наше занятие.
10. Упражнение "Раскрась правильно" (используем логическое задание)
- Детям раздаются распечатки с заданием. Для начала, дети называют все предметы, которые изображены на картинке. Затем, одним цветом раскрашивают игрушки, а другим цветом раскрашивают школьные принадлежности.
11. Дидактическая игра "Чего не стало" (используем раздаточные карточки)
- На доске висят карточки школьных принадлежностей, по четыре штуки. Когда дети закрывают глаза, убираем одну карточку. Затем, дети должны вспомнить, какая школьная принадлежность была, на пустом месте.
12. Дидактическая игра "Собери меня" (используем разрезные картинки)
- Детям раздаются разрезные картинки, с изображением школьных принадлежностей. Дети собирают картинку, заранее разделённую на 4 и более частей.
- Здорово! Какие у вас красивые картинки получились, ребята!
- Назовите, у кого, что получилось (дети называют школьную принадлежность, которую они собрали).
13. Игра "Магазин"
- Ребята, а сейчас вы будете составлять предложения по моему образцу, слушаем внимательно:
* У меня одна пластмассовая ручка, а в магазине - много пластмассовых ручек;
* У меня один деревянный карандаш, а в магазине. - много деревянных карандашей;
* У меня один резиновый ластик, а в магазине. - много резиновых ластиков;
* У меня один металлический звонок, а в магазине. - много металлических звонков;
* У меня один пластмассовый пенал, а в магазине. - много пластмассовых пеналов;
* У меня один кожаный портфель, а в магазине. - много кожаных портфелей и т. д.
14. Стихотворение "До свиданья, детский сад!"
- Послушайте стихотворение, ребята:
Детский сад, пора прощаться.
Скоро в школу нам пора.
Очень жалко расставаться,
Погрустнела детвора.
И Петрушка нос повесил,
Буратино не шалит,
Мойдодыр с утра не весел,
И щенок, и Айболит.
В ранец собраны тетради,
А в пенал - карандаши.
Мы стоим как на параде.
Перед нами малыши.
Им оставлены машины,
Куклы, кубики и мячик.
Стали мы совсем большими,
На прощанье не заплачем.
15. Подведение итогов занятия
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии? (Мы говорили о школе и о школьных принадлежностях).
- Зачем дети ходят в школу? (Дети ходят в школу для того, чтобы узнать много нового, полезного, интересного, чтобы многому научиться, чтобы завести новых друзей).
- Кто детей учит в школе? (Детей в школе учит учитель).
- Какие школьные принадлежности нужны в школе? (Кисточка, краски, тетрадь, альбом, учебники, линейка, ластик, пластилин и т. д.).
- Как себя должны вести ученики? (Ученики должны слушаться учителя и вести себя прилежно). Молодцы, ребята!
- Вы хорошо сегодня поработали! Вам понравилось наше занятие? (Да).
- Здорово! Сейчас я вам наклею наклейки, на ваши работы и вложу их в ваши папочки. Наше занятие подошло к концу, можете отдыхать.