Екатерина Бондаренко
Конспект открытого занятия по речевому развитию и изучению звука [Х] со старшими дошкольниками «В гости к Хомке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие звуковой культуры речи
Задачи.
Образовательные:
- закрепить правильную артикуляцию звука «Х»;
- познакомить с буквой «Х», усвоить зрительный образ буквы «Х»;
Развивающие:
- развивать устойчивость внимания;
- развивать способность анализировать, делать выводы;
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать умение отвечать полным предложением.
- развивать общие речевые навыки (произношение звуков, интонационную выразительность);
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию и изучению звука [Х] со старшими дошкольниками „В гости к Хомке“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать навыки связной речи;
- развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук; координацию речи и движений;
- закреплять навык детей определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Воспитательные:
- развивать умение выполнять самоанализ, самооценку своей деятельности;
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого;
- способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Методы и приёмы: беседа, рассказ, повторение, художественное слово, демонстрация и рассматривание иллюстраций, дидактическая игра.
Демонстрационный материал: хомяк Хомка, символ звука Х (авторов Фомичевой М. Ф., Кочуговой Н. П., сигнальная схема звука (А3, картинный материал к дидактической игре «Угощения для гостей», изображение стола, фотоальбом для дидактической игры «Фотографии Хомки», буква Х, картинный материал «На что похожа буква Х?», дидактическая игра «Дятел» (А4, индивидуальное задание (А4).
Раздаточный материал: зеркала, сигнальная схема звука (А5, картинный материал к дидактической игре «Фотографии Хомки», дидактическая игра «Дятел» (А5, открытки с изображением буквы Х (А5).
Ход занятия:
1. Вводная часть. Организационный момент: коммуникативная игра «Приветствие»
Логопед: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнём занятие. А начать предлагаю с нашего девиза:
«Слушаем внимательно,
Произносим старательно,
Говорим спокойно, внятно,
Чтобы всем было понятно».
(Дети стоят полукругом)
2. Основная часть
2.1. Загадка
- Молодцы! Послушайте загадку и постарайтесь отгадать её (приложение 1)
Рыжий маленький зверёк,
Сделал сумки он из щёк –
Набивает их зерном,
Про запас таскает в дом.
Щёки так порой набьёт,
Что и в норку не пройдёт.
Не пролезть ему никак –
Ох, запасливый… (хомяк)
- Правильно, ребята, это хомяк. Сегодня нас с вами пригласил в гости хомяк Хомка. Но сперва догадайтесь какой любимый звук у хомяка Хомки.
(герой появляется на доске: приложение 2)
Дети: звук Х.
Логопед: Всё верно, звук Х. Занимайте свои места. Но вот беда, ребята, Хомка хоть и любит звук Х, но ничего о нём не знает. Давайте поможем Хомке больше узнать о звуке? Для начала, дадим характеристику этому звуку. Этот звук можно услышать, когда мы греем ладони на морозе. Давайте попробуем погреть ладони?
(на доске появляется символ звука Х: приложение 3)
- А теперь пододвиньте к себе зеркала, найдите в них своё отражение.
2.2. Работа с индивидуальными зеркалами, схемой звука
Логопед: давайте произнесём звук Х. В каком положении наши губы, когда мы произносим звук Х?
Дети: приоткрыты
Логопед: верно, ещё можно сказать, что они в нейтральном положении. А в каком положении наши зубы, когда мы произносим звук Х?
Дети: на расстоянии
Логопед: правильно, они не сомкнуты, на расстоянии. А в каком положении язык, когда мы произносим звук Х?
Дети: кончик языка внизу, за нижними зубами, спинка поднята
Логопед: кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть – спинка, поднята и почти касается нёба: «горочкой». А какой воздух выходит, тёплый или холодный?
Дети: тёплый
Логопед: голосовые связки работают?
Дети: голосовые связки не работают
Логопед: всё верно, теперь, надеюсь, наш Хомка запомнит особенности произношения звука Х. Предлагаю теперь дать характеристику этому звуку. Отодвигайте от себя зеркала и положите перед собой сигнальную схему звука. Давайте подумаем, звук Х гласный или согласный?
Дети: согласный
Логопед: правильно, а как же вы догадались? Как отличить гласный звук от согласного?
Дети: гласный звук можно петь, а согласный нет, потому что есть преграда
Логопед: звук Х твёрдый или мягкий?
Дети: твёрдый
Логопед: значит с каким мы цветом будем работать?
Дети: с синим цветом, он обозначает твёрдость
Логопед: звонкий или глухой звук Х?
Дети: глухой, потому что голосовые связки не работают
Логопед: какой прямоугольник нам нужно нажать на сигнальной схеме?
Дети: синий нижний, где зачёркнут колокольчик
Логопед: отлично ребята. С вашими схемами мы поработали, теперь посмотрим на мою и повторим характеристику: звук Х согласный, глухой, твёрдый
(2-3 ребёнка повторяют характеристику, отвечая полным ответом)
2.3. Дидактическая игра «Угощения для гостей» (приложение 4)
Логопед: Хомка пригласил нас в гости и захотел угостить. Давайте поможем ему накрыть на стол? Мы поможем выбрать хомячку только те продукты, в названии которых есть звук Х.
Речевой материал: хлеб, хот-дог, конфета, колбаса, хлопья, молоко, салат, горох, хурма, уха, сок, морс.
2.4. Физминутка «Хомка» - выполняется 2 раза
Логопед: Хомка очень любит делать разминку, давайте все вместе выполним её? Вставайте с мест около своих стульев.
Хомка-хомка хомячок Гладим себя по бокам
Полосатенький бочок
Хомка раненько встаёт Потягиваемся
Щёчки моет, глазки трёт Действия согласно тексту
Подметает Хомка хатку Имитационные действия: подметаем
И выходит на зарядку Марш
Раз два три четыре пять Имитационные действия: показывают силу
Хомка сильным хочет стать
Логопед: молодцы! Занимайте свои места!
2.5. Дидактическая игра «Фотографии Хомки» (приложение 5)
Логопед: Хомка большой любитель фотографироваться, но, к сожалению, он растерял все фотографии, они оказались на ваших столах. Давайте поможем собрать фотографии в альбом, чтобы они больше не терялись? Посмотрите на них внимательно и скажите, что видите. Только не забудьте чётко проговаривать звук Х в каждом слове.
Речевой материал:
1. Хомяк в халате
2. Хомяк ест хлеб
3. Хомяк ест хлопья
4. Хомяк ест хот-дог
5. Хомяк играет в хоккей
6. Хомяк в хатке
7. Хомяк ест хурму
8. Хомяк варит уху
9. Хомяк ест халву
10. Хомяк и петух
11. Хомяк смотрит на хобот слона
12. Хомяк ест горох
13. Хомяк и хорёк
14. Хомяк приготовил сахар к чаю
15. Хомяк стоит на переходе
16. Хомяк-художник
17. Хомяк и черепаха
18. Хомяк водит яхту
(педагог помогает детям проговаривать предложение, затем ребёнок приклеивает фотографию в альбом)
Логопед: вот сколько мы забавных фотографий увидели, а также помогла собрать их в альбом. Теперь Хомка их ни за что не потеряет!
2.6. Знакомство с буквой Х (приложение 6, 7)
Логопед: Хома посещает лесную школу, чтобы вырасти умным хомячком. С некоторыми заданиями он никак не может справиться. Поможем ему?
Дети: поможем
Логопед: звук Х на письме обозначается буквой. Давайте взглянем на неё (приложение 6)
Логопед: чем отличается звук от буквы?
Дети: звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и рисуем
Логопед: давайте пофантазируем, на что похожа буква Х (приложение 7)
Логопед: отлично! Теперь Хомка точно не перепутает букву Х с другими
2.8. Пальчиковая гимнастика на сопротивление «Хома-хомячок» - выполняется 2 раза
Логопед: есть ещё одно задание, с которым Хомка не может справится. Но перед тем, как ему помочь, необходимо размять пальчики.
Хома, хома, хомячок, Рука крепко сжата в кулаке. Ребёнок разгибает палец за пальцем, преодолевая сопротивление
Разожми мой кулачок.
Ну-ка, ну-ка, разожми,
Что найдёшь — себе возьми.
2.9. Определение места заданного звука в слове (начало, середина, конец) (приложение 8, 9)
Логопед: у Хомки с собой картинки. Давайте определим место звука Х в словах. Для того, чтобы это сделать, нам понадобится помощь дятла. Кладите его рядом.
Речевой материал: халат, уха, горох
(логопед интонационно выделяет звук в слове, сопровождая показом на схеме, дети определяют место звука в слове, передвигая бусинку на схеме)
Логопед: молодцы ребята, Хомка приготовил вам на память открытки с буквой Х и хомячком. Возьмите их домой и раскрасьте. Сегодня мы побывали в гостях у Хомки. Предлагаю теперь пригласить его к нам в группу. Пусть остаётся с нами столько, сколько захочет, правда?
3. Заключительная часть. Рефлексивно-оценочный этап
Логопед: скажите, кому мы сегодня помогали?
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что сегодня показалось сложным для выполнения?
А что сегодня у вас на занятии получилось?
(ответы детей)