елена краснова
«Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Составление рассказа - описания по лексической теме "Зимняя одежда"
Задачи:
• связная речь: учить давать описания зимней одежды;
• словарь и грамматика: учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда"; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
• звуковая культура речи: учить выделять на слух и правильно произносить звук [з], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук;
• развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
• воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.
Материал: кукла Зоя; зимняя кукольная одежда; картинки - одежды.
Ход НОД:
Воспитатель загадывает детям загадку.
- Ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года говорится?
Загадка:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой) воспитатель показывает картинку с изображением зимы.
- Почему вы думаете, что это зима?
Конечно, во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла зима.
- Кто из вас любит зиму? Почему? (потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах)
- Зимой на улице тепло или холодно? (холодно)
- А как люди одеваются зимой? (тепло)
- Ребята, наша кукла Зоя собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают)
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.
- Какое это пальто? (зимнее, теплое)
- Какого цвета?
- Что есть у пальто? (воротник, карманы, рукава, пуговицы)
- Зачем нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть)
- Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий (про воротничок). Зимнее, теплое. пальто. Желтая вязаная. шапочка. Теплые штанишки. Свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда.
- Какая зимняя одежда есть у вас? (отвечают 2-3 ребенка)
Физкультминутка
Что-то стало холодать,
Нужно шапку надевать.
И на обе наши ножки
Обуть теплые сапожки.
Шубку, варежки надели
И бежим гулять скорее.
Воспитатель:
- Пошли гулять! Покажите свои ладошки. Посмотрите, какие легкие, белые снежинки падают на ладошки! Давайте их сдуем!
- А сейчас, давайте представим, что мы с вами легкие снежинки.
"Снежинки"
Закружились, завертелись белые снежинки.
(Покружиться на месте)
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.
(Подняться на носочки, руки - вверху)
- Холодно зимой на улице?
Ответы детей.
Воспитатель:
"Зимний день такой холодный"
Зимний день такой холодный.
(Поёжиться, похлопать себя по плечам.)
Греем руки мы вот так: Х-х-х-…
(Соответственно.)
Воробью насыплем крошки.
(Щепотью правой руки)
Он обрадуется так!
(Похлопать в ладоши)
Мы попрыгаем немножко,
(Прыжки на месте)
Пробежимся по снежку.
(Соответственно)
Постучим нога о ножку,
(Соответственно)
Поваляемся в снегу.
(Покататься по коврику)
- Теперь вернемся в группу.
Дети возвращаются на свои места.
- Вам понравилась наша прогулка?
- Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?
Загадки:
От холода и снега
Согреет, где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку,
Зимой наденешь что ты?
(Шубку)
И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты.
(шапку)
Вход один,
А комнат – две
Маша в домик входит
И в нем гулять уходит.
Кто его надевает,
Тот холода не знает.
(Колготки)
Варежки для ног
(Носки)
Если модным хочешь быть,
Нужно часто их носить.
Голубые, синие,
Рваные и целые.
Бусы, стразы украшают,
Аппликаций нашивают
Одевай быстрее всех,
Будешь ты иметь успех
(Джинсы)
Воротник и рукава,
Гладит мама не спеша.
Это не тельняшка,
А белая (рубашка)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.
(Варежки)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда
Когда бывают холода.
(Шарф)
Нас от холода спасает,
В мороз лютый согревает,
И от бури спасет снежной
Людей зимняя…
(Одежда)
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома,-
Значит, к нам пришла (зима).
- Ребята, а какой звук самый первый у слова «Зима»?
Правильно «з».
- А давайте вместе с вами проговорим скороговорки.
- За-за-за к нам пришла зима.
- Зи-зи-зи – саночки вези.
- Озы-озы-озы – стоят у нас морозы.
- Оза-оза-оза – на окне ледяная роза.
- Озе-озе-озе – замерзнешь на морозе.
- Какие вы молодцы, ребята!
- А какие слова вы знаете со звуком «З»?
Ответы детей (зима, заяц, заколка, пазлы и т. д).
Пальчиковая гимнастика «Зима»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони.)
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть)
Сильно надо растереть. (ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
- Молодцы, ребята!
- А давайте, поиграем в игру «Что оденем мы зимой?»(воспитатель показывает картинки с одеждой и дети говорят: оденем это зимой или нет).
Вот, какие вы молодцы: все верно отгадали.
Рефлексия.