светлана устинова
Конспект открытого занятия «Путешествие в Осень» в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. (это задача)
-Образовательные: Обобщить знания детей о явлениях живой и неживой природы: называть приметы осени, изменения в живой и неживой природе, используя образные слова и выражения. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в Осень“ в группе общеразвивающей направленности детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
-Развивающие: Продолжать развивать любознательность, память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Развивать коммуникативную деятельность: диалогическую речь (рассуждать, доказывать свою точку зрения, использовать в речи разные типы предложений, делать выводы.
- Воспитывать интерес к природе осенью, желание любоваться осенними красками (природой).
Оборудование и материал: посылка, конверты, краски разных цветов, кисточки,таз, мультимедийные презентации и игры, познавательные мультфильмы про месяцы осени
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
•Экспериментирование по окраске бумаги (мрамирование);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход занятия
Дети, сегодня у нас гости очень милые и симпатичные.
Давайте с ними поздороваемся.
А теперь повернитесь ко мне. Посмотрите, нам пришла посылка, интересно, от кого? :
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)
- Да, эта посылка от осени. Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята, мои помощники все перепутали. Помогите все расставить на свои места. Вам в помощь карта. Осень.»
Поможем, ребята (да)
Давайте посмотрим карту.
Вот и первое задание. Назовите осенние месяцы? (Ответы детей.) Молодцы!
А теперь разделитесь на 2 группы. Перед вами картинки- посмотрите, обсудите- какая картинка лишняя и почему (д/игра четвертый лишний). Молодцы, давайте правильные картинки сложим в конверт и положим его в посылку Осени.
Воспитатель: Следующее задание:
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Давайте вспомним с вами: что происходит с природой в сентябре?
(листья меняют окраску, дети идут в школу, собирают урожай овощей, фруктов, ягод, грибов; дни короче, воздух прохладнее, моросит осенний дождь и опускается туман, 23 сентября день осеннего равноденствия, начинается листопад, звери начинают готовиться к зимней спячке, птицы готовятся к отлету в теплые страны)
По каким приметам можно узнать, что сейчас сентябрь
:- Чем теплее и суше сентябрь, тем позднее придет зима;
- Если березовые листья начинают желтеть с верхушки- весна будет ранней, если снизу- поздняя.
Вот сколько интересного вы рассказали о сентябре, а все ли правильно –мы узнаем из урока умной Совы…
Смотрим мультик про сентябрь.
Следующее задание-Д/игра «С какого дерева лист?»
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (береза)
Подрастают детки
Все без глаз, без рук, без ножек -
Каждый как зеленый ежик. (каштан)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем (дуб)
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (ива)
Листик на ладонь похож,
осенью красив, пригож.
Каждый в дерево влюблён,
потому что это (клен)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит (осина)
У него в июне с веток
тёплым снегом пух летит.
В сентябре он жёлтый,
светлый –словно солнышко, блестит (тополь)
Молодцы, все отгадали. Все отгадки положим в конверт и в посылку Осени.
Воспитатель:
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй?
(октябрь)
Что же происходит с природой в октябре (погода меняется несколько раз за день, с деревьев почти полностью опадает листва, все перелетные птицы улетают в теплые края- жаворонок, грач, утка, журавли, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапля, остаются только зимующие птицы- вороны, воробьи, голуби, животные заканчивают приготовления к зиме)
Какие знаете приметы октября:- Если с березы еще не опали листья, значит снег выпадет поздно.
Поговорка : - Октябрь то смеется, то плачет.
А вот и следующее задание. Отгадайте загадки.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
Чёрный, проворный,
Кричит "крак" - червякам враг. (грач)
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют (жаворонок)
Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется. (ласточка)
Смастерили домик птицам,
Не воронам, не синицам.
Поселились там певцы,
Называются -. (скворец)
У окна в кустах сирени,
Где дрожат под вечер тени,
Птичка малая живёт,
Песни славные поёт!
Под ночными небесами
Песни льются над полями.
Нету песен тех милей!
А поёт их. (соловей).
Удивительная птица –
Не боится простудиться.
Целый день в воде стоит,
Но вполне здоровый вид.
Не нужны таблетки, капли
Для болотной серой. .(цапля)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном (голубь)
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее. (синичка)
(отгадки- картинки получают дети)
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 конверта (на одном нарисован самолет, на другом- кормушка) Вам надо разложить птиц в эти конверты. Каких птиц положим в конверт с самолетом? (перелетных). Каких в конверт с кормушкой (зимующих). Давайте положим правильные конверты в посылку Осени.
Много интересного рассказали про октябрь, а все ли правильно узнаем из уроков тетушки Совы.
Смотрим мультик про октябрь.
Воспитатель: А кто знает стихи про осень? (дети читают стихи)
- Какие вы молодцы, сколько много стихов знаете!
Воспитатель:
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, –
Скоро сонная природа
Встретится с зимой.
(Ноябрь)
Что происходит с природой в ноябре (небо серое и холодное, закрыто тучами,солнышко проглядывает редко, земля и водоемы остыли, температура низкая, лужи замерзают, выпадает снег, деревья стоят обнаженные, вся природа замирает, звери спят)
Приметы ноября:- Если ворона прячет клюв под крыло, значит к холоду.
- Если синица начинает с утра пищать, ожидай ночью мороз.
А вот и следующее задание. Отгадайте загадки.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?. (лиса)
Бегает быстро
И прыгает ловко,
Скачет то в белом, то в сером
Пальтишке,
Всех приглашает покушать
Морковки
Этот ушастый, пугливый. (Зайчишка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы (белка)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – (Кабан)
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый.
(Лось)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ежик)
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный (барсук)
Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк!
Как зовут его (сурок)
Он летает, но не птица.
Света яркого боится.
Спит всегда вниз головой.
Это что за зверь такой (летучая мышь)
Живёт в болотах и прудах, И носит ласты на ногах,
Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру,
Детёныши её с хвостами. Кто это? Отгадайте сами.
Ей жаба — не сестра, подружка. Скажите, кто она? (лягушка)
Верёвка по земле ползёт, Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (змея).
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня 2 конверта (на одном нарисована подушка, на другом-будильник) Вам надо разложить зверей в эти конверты. Каких зверей положим в конверт с подушкой? (впадающих в спячку). Каких в конверт с будильником (не впадающих в спячку). Давайте положим правильные конверты в посылку Осени.
А сейчас узнаем все ли вы рассказали про ноябрь, посмотрев уроки тетушки Совы.
Смотрим мультик про ноябрь.
А теперь сделаем гимнастику для глаз (гимнастика для глаз «осень»).
Теперь немного разомнемся.
Физкультминутка, массаж спины
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «Паровозиком» и похлопывают друг другу ладошками по спинкам.)
По веселой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками.)
- Дома, дома посидите -
Бом! Бом! Бом! (Легко постукивают кулачками.)
Никуда не выходите -
Бом! Бом! Бом! (Растирают ребрами ладоней - «пилят».)
Почитайте, поиграйте - (Кладут ладони на плечи ребёнка, стоящего впереди, и разминают пальцами его плечи.)
А уйду – тогда гуляйте…
Бом! Бом! Бом! (Поглаживают спину мягкими движениями ладоней.)
Затем поворачиваются и делают еще раз.
Воспитатель: У нас осталось последнее задание. Достаю конверт, в котором лежат не разукрашенные листья деревьев.
Осень предлагает вам поработать волшебниками и попробовать разукрасить листья в разные цвета (мраморирование бумаги). Для этого нам нужно отправиться в нашу лабораторию. Сначала вспомним правила изготовления мраморной бумаги (надеть фартук, закатать рукава, не толкаться и ждать своей очереди). Ну, все готовы? В наши чашки наливаем волшебную жидкость (жидкий клейстер) и капаем разные краски осени- выберите себе понравившуюся краску, берем листочек и кладем сверху на жидкость, аккуратно достаем.
Посмотрите, какие красивые листочки у вас получились. Молодцы, вы прям настоящие волшебники. Когда наши листики высохнут, мы положим их в конверт и отправим посылку Осени.
Наше путешествие подошло к концу, все задания Королевы Осени вы выполнили и за это она угощает вас яблоками.
Скажите, ребята, что для вас было самым трудным во время путешествия? А самым легким? Самым интересным? Как вы думаете эти знания пригодятся вам в школе? Конечно, на уроке окружающий мир.
Давайте попрощаемся с гостями.