Марине Бабаджанян
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Всемогущий воздух!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Образовательные задачи:
-Дать представление о том, что воздух обладает свойствами (невидим, прозрачен, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер это движение воздуха;
-Подвести к понимаю того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
-Учить определять свойства воздуха с помощью элементарных опытов;
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Всемогущий воздух!“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
-Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- Способствовать формирования у детей познавательного интереса;
-Обобщить, закрепить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
-Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность, наблюдательность;
-Развивать мышление, память, речь, зрительное и слуховое восприятие;
-Расширить словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- Воспитывать любознательность, познавательное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
-Полиэтиленовые пакеты по количеству детей
-Трубочки по количеству детей
-Снежинки бумажные
-Веера бумажные по количеству детей
-Воздушные шары
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты, эксперименты.
Ход занятия
Воспитатель:
Все в сборе,
Взрослые и дети,
Мы можем начинать,
Но сначала нужно нам дружно
«Здравствуйте!» друг друга сказать.
Воспитатель: Ребята. Сегодня я получила письмо от Знайки из Солнечного города. Я его пока не читала, давайте узнаем, о чем он нам пишет!
«Здравствуйте ребята группы «Медвежонок». Я сегодня собирался к вам в детский сад, но у меня сломалась машина. Мастера Солнечного городка Винтик со Шпунтиком уехали в другой сад на встречу с детьми, и некому починить мою машину. Я много слышал о вашей группе, знаю, что вы умные и сообразительные детки. Чтобы в этом убедиться, я предлагаю вам провести несколько экспериментов. О том, как вы справились с заданием, ваша воспитательница мне напишет».
Воспитатель: Ну, что, ребята, покажем Знайке, какие мы умные детки. Для того, чтобы узнать какие опыты мы с вами будем проводить, придется отгадать загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Ну, молодцы, мы с вами на нашем занятии поговорим о воздухе.
Воспитатель: Мы находимся в лаборатории, которая нам нужна для наших опытов. Лаборатория-это помещение, где работают учёные, которые ставят опыты и эксперименты. Но, прежде, чем мы начнем нам нужно вспомнить правило поведения: вести себя тихо, не вертеться, руками без разрешения ничего не трогать. Готовы!
Опыт 1 «Не дышите»
Воспитатель: Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы с вами сделали.
Дети: Вдохнули и выдохнули воздух.
Воспитатель: А теперь наберите воздуха и, попробуйте, не дышать. Что происходит? Мы задыхаемся. Скажите, ребята, человек может существовать без воздуха?
Дети: Нет!
Вывод: Правильно - человеку нужно дышать, чтобы жить!
Воспитатель: А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? А вы, ребята, видите воздух? Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас! Нам нужно доказать, что он есть.
Опыт 2. «Поймай воздух в пакет»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А мы его видим?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит, какой воздух?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: Бесцветный, прозрачный.
Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим из него воздух.
Воспитатель: Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли поймать воздух и закрыть его в пакете, а потом выпустили.
Физкульт-минутка
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд.
Воспитатель: Ребята, как вы думайте, внутри нас есть воздух? Давайте посмотрим.
Опыт 3 «Танцующая гречка»
Воспитатель: Перед нами стаканы с водой, нужно глубоко вдохнуть и подуть в трубочку. Что происходит? Выходят пузыри с воздухом.
А теперь усложним задачу. Насыплем в стакан гречку и посмотрим. Как они пляшут.
Вывод: Воздух двигает предметы. Чтобы убедиться в этом. Давайте сделаем еще один опыт.
Опыт 4 «Цветные кораблики»
Перед нами тазики с водой, мы на воду спустим бумажные кораблики.
Когда воздух не двигается, корабли стоят на месте, а когда он двигается, превращается в ветер. Давайте превратимся в ветер, подуем на кораблики. Они начали плыть по воде.
Вывод: Воздух может двигать предметы.
Воспитатель: Ребята. А чем мы вдыхаем воздух.
Дети: Носом.
У всех людей, у всех зверей имеются носы,
Носы важны, носы нужны не только для красы.
И не чихнуть и не вздохнуть без носа нам нельзя,
И об этом знают все наши друзья.
Воспитатель: А как называются дырочки в носу? Ноздри! Для чего они нужны? Через ноздри в легкие попадает воздух.
Физкульт-минута
Все умеем мы считать
1-2-3-4-5
Отдыхать умеем тоже,
1-2-3-4-5
Руки за спину положим
И продолжим мы считать
1-2-3-4-5
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим
1-2-3-4-5.
Воспитатель: Можно ощутить воздух на себя?
Можно!Ребята подойдите, пожалуйста, снова к столам и возьмите в руки веера.
Опыт «Дул холодный ветерок»
Воспитатель: Возьмите веера и помашите на себя. Что вы ощущаете?
Дети : Дует ветерок.
Воспитатель: А что такое ветер, давайте вспомним еще раз с вами. Ветер-движение воздуха, и мы с помощью вееров ощутили его!
Вывод :Следовательно, воздух можно ощутить на себя.
Воспитатель: Как вы думайте, у воздуха есть свой запах?
Воздух не пахнет, но мы чувствуем запахи, которые витают в воздухе. Во время обеда у нас в группе пахнет едой, в лесу пахнет деревьями и цветами, в булочной пахнет хлебом. Закройте глаза и почувствуйте, чем будет пахнуть воздух в группе.
Опыт «Чем пахнет воздух» Разрезаю апельсин, и дети с закрытыми глазами пытаются угадать какой запах.
Вывод: У воздуха нет своего запаха.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Сдуй листочки с дорожки». Вы должны сдуть так чтобы не одного листочка не осталось на дорожке. (Перед командами подносы с листьями из цветной бумаги). Дети с помощью трубочек пытаются их сдуть с подноса.
Воспитатель: Ребята, занимательно и весело мы с вами провели время, узнали очень многое о воздухе. Мне кажется, Знайка очень обрадуется, узнав, какие вы у нас умные дети. Я обязательно напишу ему письмо и расскажу о наших экспериментах и опытах.
Итог занятия
Воспитатель:
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что нового узнали про воздух?
Какой опыт вам больше понравился?
Ответы детей.