Лейла Табаксоева ( Абдуллаева)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Что растворяется в воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что растворяется в воде?»
Составила: Табаксоева Л.И.
Программное содержание:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Что растворяется в воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растворение в воде
- Средняя группа
- Темочки
Раздаточный материал: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки, стаканы с чистой водой каждому, ложки, разовые тарелки каждому.
Демонстрационный материал: Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Методические приемы: Сюрпризный момент – Карлсон, вопрос – ответ, опыты.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, просмотр мультфильма «крокодил Гена и Чебурашка чистят речку».
Ход организованной образовательной деятельности.
(Дети выходят из спальни, и садятся на стульчики полукругом)
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите, мы сегодня не одни, у нас гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте…
Воспитатель: Садитесь. А еще ребята, c минуты на минуту к нам прибудет очень важный гость.
Карлсон: Здравствуйте ребята, я очень рад, снова вас видеть.
Дети: Здравствуй Карлсон!
Воспитатель: С собой Карлсон принес «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Карлсон постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)
Дети: Сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, опилки.
Воспитатель: Карлсон, а зачем ты все это к нам принес?
Карлсон. Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и я решил показать это ребятам.
Воспитатель: А ты уверен Карлсон, что все эти вещества растворяются в воде?
Карлсон: Да, можете проверить.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, пройдемте в лабораторию (дети рассаживаются по два за столы, на которых уже стоят готовые стаканы с водой и веществами, и ложечки).
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она?
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Попробуйте (без вкуса).
4. Перелейте в другой стакан (текучая).
Вот сейчас мы вместе с Карлсоном проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать в лаборатории.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- нельзя брать их в рот,
- трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество).
Ребята покажите Карлсону свои стаканчики. Вот видишь, Карлсон, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Карлсон: Что-то я устал ребята, мне бы отдохнуть…
Ребята Карлсон предлагает нам всем отдохнуть и сделать веселую разминку вместе с ним.
Физминутка.
Капля первая упала – кап. (ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладонь)
И другая, пробежала – кап.
Мы на небо посмотрели (руки подняли вверх)
Кап- -кап капельки запели.
Намочились наши лица, мы их вытирали,
Туфли посмотрите, мокрыми стали (наклон вперед)
Мы плечами потрясем,
Капельки стряхнем.
От дождя мы убежим
Под кусточком посидим (присесть).
Воспитатель: Очень интересная разминка Карлсон, спасибо, а мы продолжим наш эксперимент.
Дети, как вы думаете, чем мамы стираю ваши вещи?
Дети: Вода + стиральный порошок.
Воспитатель: Правильно. Почему мама добавляет в воду стиральный порошок, а не песок?
Дети: растворяется, не растворяется.
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте ложечку стирального порошка в воду и перемешайте, понаблюдаем, что произойдет? Какая стала вода?
Дети: Мутная, мыльная, появились пенные пузырьки.
Воспитатель: Что стало с порошком?
Дети: Он растворился.
Как вы думаете, ребята, А эту воду можно пить?
Дети: Нет! Это не съедобное вещество.
Воспитатель: Мы так хорошо с вами занимаемся ребята, но наши пальчики устали, они должны отдохнуть… Карлсон, ты же хотел нам показать пальчиковую гимнастику, ребятки ждут.
Карлсон: С удовольствием.
Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»
Пой-ка-подпевай-ка!
Десять птичек стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж.
Ну а это злой орлан…
Птички - птички по домам!
Методические указания: пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой руки, потом левой. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.
Воспитатель: Спасибо Карлсон, наши пальчики размялись, и мы можем продолжать. Ребята возьмите ложечки и добавьте опилки в стакан с водой, что произошло с водой?
Дети: ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что опилки не растворяются, они даже не тонут в воде. Посмотрите на стакан с водой в которой мы добавляли песок, он оказался на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что он тяжелый…
Воспитатель: а опилки такие легкие и непромокаемые, что даже не тонут в воде. Ребята, давайте напомним Карлсону, какие вещества растворились в воде, а какие нет.
Дети: Стиральный порошок, сахарный песок, а речной песок и опилки в воде не растворились.
Воспитатель: Вот видишь Карлсон, не все вещества растворяются в воде.
Карлсон: Да, теперь я понял, что нельзя доверять болтливым сорокам, и нужно все проверять самому.
Воспитатель: Коллеги, вы сегодня хорошо поработали. Все молодцы! А Карлсону пора улетать на крышу. Скажем Карлсону До свидания!
А вы когда придете домой расскажите мамам и папам о наших опытах. Может быть, родители тоже захотят проверить, то о чем вы рассказали опытным путем.