Мария Осипова
Конспект открытого занятия по речевому развитию «Путешествие по сказке «Цветик — семицветик» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 144 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе
На тему: "Путешествие по сказке "Цветик - семицветик"".
Выполнила: воспитатель
Осипова М. С.
Казань 2019
Цель: Дифференциация звуков "Ц" и "С"
Задачи:
• Обучающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию „Путешествие по сказке „Цветик — семицветик“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
Закрепить умение отчётливо произносить звуки "Ц" и "С".
Упражнять в умении подбирать слова на заданный звук.
Правильно образовывать и употреблять существительные множественного числа в именительном падеже.
Различать на слух звуки "Ц" и "С".
• Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание.
Развивать навыки общения, логическое мышление.
Развивать ловкость и координацию движений.
• Воспитывающие:
Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям.
Воспитывать дружелюбие, доброту, желание оказывать помощь.
Ведущая образовательная область: "Речевое развитие".
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Форма проведения: игровое путешествие.
Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева "Цветик - семицветик", беседа по сказке, просмотр иллюстраций к сказке, беседы о вежливости и доброте, разучивание физминутки "Цветочная зарядка".
Оборудование: коробка для посылки; конверты для писем и сами письма (от Жени и от Вити); наклейки – награды на каждого ребёнка; цветик – семицветик с одним голубым лепестком, остальные 6 лепестков, 6 цветных папок с заданиями аналогичных цветов; мешок с фишками красного и жёлтого цветов по 6 штук; картинки помощницы со звуками "Ц" и "С"; картинки формата А4 с изображением лисы и овцы, слонёнка и цыплёнка, изображение картинок, в названии которых звуки "Ц" и "С" стоят в конце слов (автобуса, ананаса, пса, огурца, перца, скворца, зайца); предметные картинки со звуками "Ц" и "С" (по 10 штук); прилавок с баранками; столик с зелёной вазой и кресло; снежинка; объёмная травка; столик с кучей игрушек; 2 мольберта и магнитики; мультимедийное оборудование, слайды по сказке "Цветик - семицветик", музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
• Звучит музыка. Входят дети, встают около стульев.
Воспитатель: Доброе утро, дорогие дети и взрослые!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Молодцы, вы оказали внимание гостям, а теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом и добротой друг с другом.
Присаживайтесь, ребята.
Воспитатель: Сегодня утром почтальон принёс мне загадочную посылку и письмо к ней. Всё это адресовано нашей группе. Давайте вначале откроем письмо и прочитаем, что там написано.
Дети: Давайте!
Воспитатель: (открывает конверт и читает):
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка Женя Я, слышала, вы добрые, хорошие дети и любите сказки. В моей сказке случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика - семицветика и остался только один. Теперь я не смогу помочь мальчику Вите выздороветь. Помогите, пожалуйста, их найти. Если вы выполните все задания правильно, то соберёте все семь лепестков, и мы с вами сможем помочь мальчику Вите. С благодарностью девочка Женя».
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки пришло это письмо?
Дети: Это письмо пришло из сказки «Цветик - семицветик».
Воспитатель: Хорошо, скажите, пожалуйста, кто написал эту сказку?
Дети: Сказку написал Катаев Валентин Петрович.
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь, откроем и посылку.
Так, что тут есть! А вот и цветик семицветик (достает цветок с одним лепестком). Ребята, вы помните, сколько было лепестков у Цветика - семицветика?
Дети: Да, семь.
Воспитатель: Правильно, ведь он так и называется, цветик семицветик.
Какого цвета были лепесточки?
Дети: Лепесточки были разноцветные.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Сколько сейчас лепестков на нем?
Дети: Один.
Воспитатель: Какого цвета?
Дети: Голубого.
Воспитатель: Сколько лепестков нам надо найти?
Дети: Шесть.
Воспитатель: А вот и задания, которые нам надо выполнить, их тоже шесть.
Вы хотите помочь девочке Жене?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого нам с вами сейчас нужно отправиться в путешествие по сказке «Цветик - семицветик.
Ну что же, в путь.
Хором: По прямой дорожке (шагают по кругу поднимая колени)
В сказку мы пойдём,
Цветик - семицветик
Быстро соберём.
Где ты, лепесточек, (глядят по сторонам, рука у лба поочередно) Мы найдём тебя, дружочек!
• Звучит волшебная музыка. На экране появляется слайд "Сказка Цветик - семицветик "
1. Воспитатель: Вот мы и в сказке!
Ребята, вспомните пожалуйста, какого цвета лепесток Женя оторвала первым? Сафия?
Сафия: Желтым.
Воспитатель: Правильно, умница!
А какое желание она загадала? Амирхан?
Амирхан: Оказаться дома с баранками.
Воспитатель: Правильно, молодец!
• На экране появляется слайд "Дом"
Воспитатель: Возьмём желтую папку.
А вот и первое задание: "Подберите слова на звук "Ц"".
Воспитатель: Для начала, разомнём наши ротики и выполним
упражнение "Улыбка" (артикуляционная гимнастика):
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 2-3 раза, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А теперь, произнесите звук "Ц".
Дети: "Ц".
Воспитатель: Хорошо, а какой он, гласный или согласный? Поётся он или нет? Ваня?
Дети: Согласный, потому что он не поётся.
Воспитатель: Правильно! Молодец!
А теперь подберём слова на этот звук. В папке есть картинка - помощница, давайте посмотрим (достаёт картинку). Что здесь нарисовано?
Дети: цыпленок, цапля, цирк, царь, цепь.
Воспитатель: А какие ещё вы знаете слова, которые начинаются на звук "Ц"?
Дети: Цветок, цвет и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились с первым заданием, а где же лепесток?
Так, тут есть какая-то подсказка: К магазину вы идите,
Там меня вы отыщите.
Воспитатель: Ну что? Пойдём на поиски?
Дети: Да (идут к прилавку с бубликами и ищут лепесток).
Воспитатель: Молодцы, нашли лепесток. Прикрепим к нашему цветочку (идём все к столу и прикрепляем лепесток).
2. Воспитатель: А какого цвета лепесток, девочка Женя оторвала вторым? Динара?
Динара: Красным.
Воспитатель: Правильно, умница. А зачем ей понадобился этот лепесток? Марк?
Марк: Чтобы ваза снова стала целой.
Воспитатель: Правильно, Марк, молодец.
• На экране появляется слайд "Падающая ваза".
Присаживайтесь, дети.
Воспитатель: Берем красную папку.
Второе задание: "Подберите слова на звук "С"".
Воспитатель: Произнесите звук "С". А теперь произнесите несколько раз звук (С-С-С-С). На что похоже? На звук сдувающегося шарика похоже?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте представим, что все мы воздушные шарики и выполним дыхательное упражнение:
вдыхаем через нос, как будто мы надуваемся, а выдыхаем через рот, произнося несколько раз звук "С" (С-С-С-С, спускаем весь воздух. (Упражнение выполняется 2-3 раза).
Воспитатель: Молодцы! А звук "С" какой, гласный или согласный? Поётся он или нет? Валерия?
Валерия: Согласный, потому что он не поётся.
Воспитатель: Правильно, умница!
А теперь подберём слова на этот звук. В папке есть картинка - помощница, давайте посмотрим (достаёт картинку). Что здесь нарисовано?
Дети: санки, сова, сыр, сапоги, самолёт.
Воспитатель: А какие ещё вы знаете слова, которые начинаются на звук "С"?
Дети: Садик, сок и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и справились со вторым заданием.
Ищем подсказку. Вот она, читаем:
На полке любимая мамой стояла,
И вдруг она случайно упала.
Как вы думаете, что же это может быть?
Дети: Ваза.
Воспитатель: А где же она? (встают со стульев и идут к столику с креслом, под вазой находят лепесток). Молодцы, нашли лепесток. Прикрепляем к нашему цветочку (идём все к столу и прикрепляем лепесток).
Ребята, вы так хорошо поработали. А теперь давайте немного отдохнем. "Цветочная зарядка" нам не помешает!
Физминутка:
Говорит цветку цветок:
Поднимай-ка свой листок, (поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой, (шагают на месте, поднимая колени)
Утром солнышко встречай, (наклоны головы)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (наклоны туловища)
А теперь росой умойся, (умываются)
Отряхнись и успокойся (встряхивают кистями)
Наконец готовы все (повороты вправо, влево)
День встречать во всей красе. (руки вперёд)
Воспитатель: отдохнули немного?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, тогда приступим к выполнению следующих заданий. Присаживайтесь, дети.
3. Воспитатель: Ребята, какого цвета был следующий лепесток? Ильсур?
Ильсур: Синий.
Воспитатель: Правильно, молодец. А какое желание загадала девочка Женя? Амина?
Амина: Очутиться на Северном полюсе.
Воспитатель: Правильно, Амина, умница.
• На экране появляется слайд "Женя на Северном полюсе".
Воспитатель: Берем синюю папку.
Третье задание: Игра "Эхо".
Воспитатель: Я буду вам читать чистоговорки - стихотворения, а вы будете их повторять.
Лиса: Са-са-са будет в доме жить лиса
Сы-сы-сы дом просторный у лисы
Су-су-су дом порадует лису
(дети говорят хором, по одному, быстро и медленно)
Овца: Ца-ца-ца вот овца
Цу-цу-цу мы пасём овцу
Цы-цы-цы нет овцы
(дети говорят хором, по одному, громко и тихо)
Воспитатель: Ещё одно задание выполнено! Молодцы, ребята! Где же спрятан лепесток? Ищем подсказку:
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
Что это?
Дети: Снежинка.
Воспитатель: Ребята, вы случайно не видели снежинку? (идут искать снежинку и под ней находят лепесток).
Воспитатель: Молодцы, нашли лепесток. Прикрепляем к нашему цветику. (Идём все к столу и прикрепляем лепесток).
4. Воспитатель: Ребята, следующий лепесток какого цвета оторвала Женя? Амир?
Амир: Зелёный.
Воспитатель: Правильно, молодец! А какое желание она загадала, оторвав этот лепесток? Таир?
Таир: Вернуться обратно в свой двор.
Воспитатель: Правильно, молодцы, хорошо помните сказку.
• На экране появляется слайд "Свой двор".
Воспитатель: Берем зелёную папку.
Читаем четвёртое задание: Цыплёнок и слонёнок предлагают поиграть.
Но для этого нам надо поделиться на две команды. Сейчас я прошу вас достать из мешочка фишки. Кому достались жёлтые фишки, подходят к мольберту с изображением цыплёнка, а кому достались красные фишки, занимают места у мольберта с изображением слонёнка. На мольбертах вы видите разные картинки. Вас я попрошу помочь слонёнку найти картинки изображающие слова со звуком "С". А вас я попрошу помочь цыплёнку найти картинки изображающие слова со звуком "Ц". (Самостоятельная групповая работа. Совместная с воспитателем проверка.)
Воспитатель: Слонёнку и цыплёнку мы помогли, молодцы! Где же искать лепесток? Ищем подсказку:
Под травкой зелёной найдёте меня.
Где у нас тут травка? А вот же она, прямо у моих ног. Посмотрим.
Вот и четвертый лепесток нашелся. Прикрепляем к нашему цветику.
Продолжаем дальше собирать лепесточки.
5. Воспитатель: Следующий лепесток какого цвета использовала Женя? Дина?
Дина: Оранжевый.
Воспитатель: Правильно, Дина, умница.
А на какое желание она его потратила? Ваня?
Ваня: Чтобы все игрушки стали её.
Воспитатель: Отлично, молодец!
• На экране появляется слайд "Игрушки".
Воспитатель: Открываем оранжевую папку.
Пятое задание: Игра "Назови правильно" (дети образовывают множественное число существительных смотря на картинки, поочередно предложенные им).
Воспитатель: Дети вставайте в круг. Я вам буду говорить слова, а вы должны их назвать во множественном числе Например: я говорю колодец, а вы мне в ответ говорите колодцы.
автобус - автобусы
ананас - ананасы
пёс - псы
огурец - огурцы
перец - перцы
скворец - скворцы
заяц - зайцы
насос - насосы
абрикос - абрикосы
кактус - кактусы
боец - бойцы
индеец - индейцы
(воспитатель детям кидает поочередно мяч, говорив то или иное слово)
Воспитатель: Ребята, вы справились и с этим заданием, молодцы!
Читаем подсказку:
К куче игрушек подойдите,
Меня непременно там отыщите!
(идут к куче игрушек и среди них находят лепесток).
Молодцы, нашли. Добавляем к нашему цветику - семицветику ещё один лепесток. (Идём все к столу и прикрепляем лепесток).
Присаживайтесь, ребята.
6. Сколько осталось найти лепестков? Согдиана?
Согдиана: Один.
Воспитатель: Умница, Согдиана. Дети, а какого лепестка нам не хватает?
Дети: Фиолетового
Воспитатель: Правильно, а на какое желание Женя потратила этот лепесток? Валерия?
Валерия: Чтобы игрушки убирались обратно!
Молодец!
• На экране появляется слайд "Игрушки возвращаются обратно".
Воспитатель: Открываем фиолетовую папку.
Читаем последнее задание: Игра "Слушай - и не ошибись!"
Воспитатель: Вы хорошо слышите и различаете звуки "С" и "Ц".
Давайте договоримся, если вы услышите слова со звуком "С", хлопните в ладоши один раз. А если услышите со звуком "Ц", топните ногами два раза.
Собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, усы, лицо, купец.
А теперь, на слова со звуком "С" – хлопают в ладоши девочки, на слова со звуком "Ц"– топают ногами мальчики.
Огурец, цифра, стул, краски, самолёт, автобус, часы, курица, колесо, мотоцикл
Воспитатель: Мы справились с вами и с последним заданием. Молодцы!
А вот и подсказка:
Гость, не стесняйтесь, под стул загляните,
Цветка лепесточек Вы там отыщите.
Уважаемые гости, помогите, пожалуйста, найти детям последний лепесток.
(Гости осматривают свои стулья, находят лепесток, и отдают его детям.)
Дети: Спасибо большое!
Воспитатель: (прикрепляет последний лепесток) Цветик готов, а как пользоваться этим волшебным предметом?
Дети: Отрывать лепестки и произносить волшебные слова.
Воспитатель: А вы знаете эти слова?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте поможем мальчику Вите! Какой лепесток нужно оторвать?
Дети: Голубой.
Воспитатель: Тогда отрываем лепесток и все вместе говорим:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-нашему вели!
Вели, чтобы Витя был здоров!
• Звучит волшебная музыка, на экране слайд «Мальчик Витя и девочка Женя бегут вместе».
Воспитатель: Ребята, посмотрите - мальчик Витя выздоровел! Значит, мы с вами все сделали правильно. Мы совершили доброе дело: помогли Жене собрать цветик - семицветик, а мальчику Вите – выздороветь!
Воспитатель: Наше путешествие по сказке подошло к концу. А теперь пришла пора возвращаться в детский сад.
Встаём в кружок, берёмся за руки, закрываем глаза и я произношу волшебные слова:
Мы глаза закроем крепко,
За руки возьмёмся цепко.
В садик мы хотим вернуться,
И друг другу улыбнуться.
• Звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд "Садик".
Открываем наши глазки. Вот мы и в нашем садике. Улыбнулись друг другу.
Никого не забыли?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот и хорошо. Ребята, а где же вы сегодня были (ответы
детей) Что вы искали (ответы детей) С какими звуками мы сегодня работали? (ответы детей) Что вам на занятии запомнилось больше всего? (ответы детей).
• Стук в дверь. Заходит почтальон: Вам письмо! (отдаёт воспитателю).
Воспитатель: Спасибо большое! До свидания.
Интересно, от кого это? (открывает конверт) Это от мальчика Вити! Он пишет:
"Ребята, вы мне очень помогли! Большое вам спасибо. В знак вашей доброты, примите от меня небольшие подарки". (Воспитатель раздаёт подарки.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы у меня самые умные и добрые дети.
А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Хором: До свидания, до новых встреч!
• Звучит музыка. Дети выходят из музыкального зала.