Алла Рожкова
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
]Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Золотая осень»[/b]
Рожкова Алла Николаевна
Цель: Закрепить знания об основных признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
• активизировать словарь детей по теме занятия;
• формировать умение детей внимательно рассматривать картину;
• понимать ее основной замысел;
• выделять основные средства выразительности,
использованные художником для создания поэтического образа природы;
• совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
.Развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
• развивать интерес к выполнению заданий.
• Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радость, взволнованное, восхищенное, праздничное. спокойное)
Воспитательные:
• воспитывать у детей бережное отношение к природе;
• воспитывать интерес к произведениям живописи;
• формировать эстетическое восприятие окружающей действительности;
• развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровье сберегающие:
• создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,познавательное развитие,физическое развитие,речевое развитие.
Оборудование:
• конверт с загадками об Осени;
• осенние картины (Золотая осень, Осень И. И. Левитана);
• произведение П. И. Чайковского «Времена года»;
• осенние листочки ;
• индивидуальный пластилин, клеёнка, стек, влажная салфетка для каждого ребёнка;
• трафарет осеннего листа;
Р е ч е в о й м а т е р и а л :осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, убирают, срывают, выкапывают и др.
Ход НОД:
Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Обратить внимание детей на мольберт (на нем иллюстрация осени)
Воспитатель (обращаясь к детям):
-Сегодня наше занятие я бы хотела начать с загадывания загадок:
Оранжевые, красные
На солнышке блестят.
Их листья, словно бабочки,
Кружатся и парят. (Деревья осенью)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит. (листопад).
Б е с е д а п о в о п р о с а м :
– О каком времени года говорится в загадках? Почему вы так считаете?
- Какие месяцы осени вы знаете?
- Какой сейчас месяц?
- Какой месяц следующий?
– Какая осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)
– Какая осень в октябре? (Дождливая.)
– Какая осень в ноябре? (Поздняя.)
– Что стало с листьями на деревьях? Как изменились деревья с приходом осени?
Воспитатель: (показываю детям осенний листок) вопрос к детям:
- Ребята, посмотрите, какой красивый листик залетел к нам в гости. А кто его нам прислал вы угадайте прослушав загадку.
К нам приходит каждый год,
Листьев водит хоровод.
Желтый плащ все время носит.
Как зовут царевну?. (осень)
-А сейчас, дети, листик предлагает вам поиграть в игру «ДА или Нет» .
- «Лист осенний и волшебный будет в руки к вам летать и вопросы задавать.»
Давайте встанем в кружок. Кому я дам в руки лист, тот должен ответить на мой вопрос.
«Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
1. Беседа по картине «Осень» И. И. Левитана.
Воспитатель: - Осенняя природа очаровывает и восхищает не только нас,композиторов, поэтов, но и художников. Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу. Художники разговаривают с людьми и без слов, мазками, линиями, цветом. Среди них Исаак Ильич Левитан, который жил в конце прошлого века.
Исаак Левитан любил русскую природу. И все его картины были написаны о природе: «Тишина», «Стога», «Березовая роща», «Осень», «Золотая осень».
Левитану нравились стихи о природе осенью, что он решил все это изобразить. И создал целую серию осенних картин: «Золотая осень», «Осень», «Осенний солнечный денек», «Осенний день». Давайте внимательно рассмотрим одну картину из этой серии. Называется она «Осень». (показ картины).
Воспитатель: Сейчас мы с вами рассмотрим репродукцию картины И. И. Левитана «Осень».
- О чем эта картина? Почему она названа «Осень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают в листья?
-В каком настроении художник написал эту картину?
Вопросы к детям: - Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам грустно – ведь скоро наступят холода.)
- Физ. минутка «Листочки»
Листья осенние тихо кружатся, - (Дети кружатся на кончиках
пальцев ног, руки – в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся – (приседают,
И под ногами шуршат, шелестят, - (движения руками вправо-влево,
Будто опять закружиться хотят. – (поднимаются, кружатся).
2. Беседа по картине «Золотая осень». И. И. Левитана
Воспитатель:О чем эта картина? Почему она названа «Золотая сень»?
- Какие краски использует художник?
- Когда лес бывает таким, каким он изображен на картине, в начале осени или в конце? В сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одевают золотистые листья? Назовите, какие деревья остаюься зелеными? Покажите на картине.
- Что вы видите вслева на высоком берегу?
- Что изображено справа?
- Что на переднем плане картины?
- Прямо
- Что растет около берега реки? - Почему вода в начале реки темная, а дальше она становиться светло-голубой?
- Как вы думаете, какая вода в речке на картине? Теплая или холодная? Что отражается в реке?
- Различается ли цвет неба на перднем плане и на заднем плане (Прозрачное, голубое, чистое, с розовыми облаками.)
- Почему крестьянские домики такие маленькие?
- Что вы видите около них? (Художник отодвинул деревню вдаль картины, чтобы она не мешала видеть все красоту, великолепной увядающей природы. Действительно, удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
Вопросы к детям:
- Ребята, какое чувство вызывает у вас это произведение- грустное или радостное? (Нам радостно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день)
- Действительно, Левитановская осень это радостный праздник красоты. Но он немного и грустный – ведь это красота прощания. Скоро – зима.
1. Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А сейчас вам предстоит проявить свое творчество.
Я вам раздам листочки,а вы их украсите
Предлагаю детям сесть за стол взять пластилин и раскрасить листочки
конце занятия мы с вами сделаем свой листопад.
Воспитатель: - Закончить занятие я хочу словами И. Бунина
Листопад
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
(И. Бунин)
Итог.
Вопросы к детям:
- Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (о чем говорили, что составляли)
-Репродукцию какого художника нам помогла это сделать? (Левитана)
- Изменилось ли у вас настроение после рассмотрения картины?
- Какое задание для вас было самым легким (трудным?
Спасибо за урок.