Елена Гомолина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Золотая осень», старшая группа
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Развивать способность детей составлять описательный рассказ осеннего содержания, активизировать в речи детей сравнения и метафоры («Речевое развитие»).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
2) Развивать речевое дыхание, выработать четкую дикцию посредством скороговорок («Речевое развитие»).
3) Развивать способность детей анализировать звуковой состав слова «лес»; обогащать словарный запас детей словами: золотая, зарделась, роща, в пурпуре. («Речевое развитие»).
4) Развивать образное восприятие, эстетические чувства, рассматривая репродукции картин осеннего леса, формировать умение работать в технике «пластилинография («Художественно – эстетическое развитие»).
5) Познакомить детей со стихотворением З. Федоровской «Золотая осень», способствовать образному восприятию чувства прекрасного, интерес к художественному слову. («Художественно – эстетическое развитие»).
6) Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством игровых двигательных заданий («Физическое развитие»).
7) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками. Воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
Практические: игровое упражнение «Подуй на листочек», пальчиковая игра «Дружно пальцы встали в ряд», динамическая пауза «Осень, мы гулять идем», игровое упражнение «Волшебные слова», дидактическая игра «Найди заблудившийся звук».
Наглядные: демонстрация репродукций картин с осенними пейзажами.
Словесные:, рассказы детей о осеннем лесе, беседа, чтение стихотворения З. Федоровской.
Материалы и оборудование: средства ИКТ; репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень»; слайды (репродукции осенних пейзажей); фишки для звукового анализа слова, бумажные листочки разной формы на каждого ребенка, картон, пластилин, стеки, салфетки бумажные, тканевые салфетки, доски для лепки.
Формы организации совместной деятельности.
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза «Осень, мы гулять идем»; пальчиковая игра «Дружно пальцы встали в ряд».
Игровая Игровое упражнение «Подуй на листочек», «Волшебные слова» (скороговорка).
Коммуникативная Беседа; составление рассказов на тему «Золотая осень»; «Звук заблудился» проведение звукового анализа слова; вопросы.
Музыкальная Слушание музыки (во время просмотра слайдов).
Изобразительная Лепка.
Восприятие
(художественной литературы и фольклора) Рассказывание, чтение, обсуждение.
Элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице)
- Самообслуживание Самообслуживание.
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Воспитатель загадывает загадку: «Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Птицы к югу улетают.
Когда это бывает?» Отгадывают загадку. Определяют предмет по его признакам, описанным в загадке.
2 Воспитатель показывает репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень», показ слайдов с другими пейзажами осенней природы с музыкальным сопровождением. Дети рассматривают репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень», просматривают слайды с осенними пейзажами под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня» из фортепианного цикла «Времена года». Определяют признаки осени в художественном произведении искусства.
3 Воспитатель читает стихотворение З. Федоровской «Золотая осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила,
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый.
Утешает осень : «Не жалейте, лета!
Посмотрите – роща золотом одета». Дети прослушивают стихотворение З. Федоровской «Золотая осень».
Использует в речи новые слова: «золотая», «зарделись», «роща», «в пурпуре».
4 Воспитатель проводит беседу о золотой осени :
Какими красками изображена золотая осень?
Какие чувства вас охватывают?
Какие звуки вы услышали? Дети дают полные ответы на вопросы воспитателя, используя в речи слова «золотая», «зарделись», «роща», «в пурпуре». Отвечают на вопросы полным предложением, умеют вести диалог.
5 Воспитатель предлагает игровое упражнение «Подуй на листочек». Дети дуют на «листочек» вырезанный из бумаги, так чтобы она слетела с ладошки. Выполняют дыхательные упражнения в соответствии с требованиями воспитателя.
6 Воспитатель помогает детям в составлении рассказов про «золотую осень». Дети составляют рассказы на осеннюю тематику. Умеют составлять рассказы на осеннюю тематику.
7 Воспитатель предлагает динамическую паузу «Осень, мы гулять идем». Дети выполняют движения.
Осень, мы гулять идем
(дети топают ногами, не отрывая пятки от пола)
Листья сыплются дождем
(дети поднимают и опускают руки)
Под ногами шелестят
(трут ногами по полу)
И шуршат, шуршат, шуршат
(убыстряют движения рук) Выполняют движения в соответствии с текстом, снимают мышечное напряжение.
8 Воспитатель предлагает игровое упражнение «Волшебные слова» (скороговорка) Дети по желанию проговаривают скороговорку с постепенным убыстрением темпа речи:
У сосенки – сосенки выросли опенки. Дети четко произносят звуки в скороговорке.
9 Воспитатель предлагает дидактическую игру «Найди заблудившийся звук» (звуковой анализ слова). Дети производят звуковой анализ слова «Лес». Складывают слово из отдельных букв Е Л С. Определяют количество слогов. Количественный и качественный звуковой анализ слова ЛЕС. Закрепляется умение выполнять звуковой анализ слова.
10 Воспитатель проводит пальчиковую игру «Дружно пальцы встали в ряд». Дети выполняют пальчиковую игру в соответствии с текстом
Дружно пальцы встали в ряд
Десять крепеньких ребят.
Эти два – всему указки
Все подскажут без подсказки
Эти – два середнячка
Два здоровых бодрячка
Ну, а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы
Два мизинца – коротышки
Непоседы и плутишки
Пальцы главные средь них –
Два больших и удалых. Дети выполняют пальчиковую игру в соответствии с текстом.
11 Воспитатель предлагает детям вылепить листочки в технике «пластилинографии». Дети выполняют лепку по готовым шаблонам, используя технику «пластилинография». Выполняют работу по представлению с натуры пластичным способом, сглаживая поверхность формы; вылепливают мелкие детали рисунка.
12 Воспитатель обращает внимание на рабочее место и предлагает привести его в порядок. Дети убирают пластилин, стеки, доски для лепки. Убирают за собой рабочее место.
13 Воспитатель предлагает рассмотреть поделки. Объединяют вылепленные листочки в композицию. Умеют работать в коллективе.
Итоговое мероприятие: «Выставка д