Людмила Литвинова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Золотая осень!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук умение рисовать наклонные пунктирные линии.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Золотая осень!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Материал: мяч, разрезные картинки, карточки с нарисованной тучкой из которой дождь нарисован пунктирными и сплошными линиями, листы бумаги, цветные карандаши,музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе».
Ход занятия:
Орг. Момент
Воспитатель:
Листья с деревьев в лесу осыпаются.
Дождик уныло по крышам стучит.
Светлое небо с землёю прощается.
Хмурая осень в окошко глядит.
2. Воспитатель
Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Ответы детей (об осени)
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, но осень бывает разною.
- Ребята, что происходит с наступлением осени?
(Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. (Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.)).
3. Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист. (полные ответы детей)
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете)
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы… (Весна)
- После весны идёт… (Лето)
- А за летом наступает (Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
- Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)
- Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
- Между сентябрем и ноябрем какой осенний месяц? (Октябрь)
Сейчас мы с вами превратимся в листочки. Вдруг подул осенний ветер и листочки полетели.
(забегаем в группу под музыкальное сопровождение – Бетховен «К Элизе»)
- Закружились.
(кружимся на ковре, я рассыпаю фрагменты картинок)
- Ветер затих, листочки опали. Ребята осенний ветер расколол две картинки на мелкие кусочки. Давайте соберем их и посмотрим, что получится.
(дети берут по одному фрагменту и идут за столы, составлять картинки)
- Что получилось? (осень)
- Перед вами картинки, непростые, волшебные, в которых спрятались слова об осени. Придумайте красивые слова об осени. Какая она? Как вы ее представляете?
(печальная, золотая, хмурая, красивая, дождливая, ненастная, пасмурная)
- Молодцы.
Воспитатель
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте….
1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
А сейчас посмотрим, как вы запомнили то, о чем я вам только что рассказала.
Игра «Хорошо – плохо»
- В народе говорят: «Мигнула липа желтым листом – осень позвала» А
хорошо или плохо, что пришла осень?
Каждый ребенок строит предложение, начиная со слов «Хорошо, что
осень пришла, она…» или «Плохо, потому что осенью…»
Ребята, давайте подумаем, как можно узнать, какая погода нас ожидает
сегодня? Какая погода бывает осенью?
Когда идет дождь – дождливая,
Когда дует ветер – ветряная,
Когда холодно – холодная,
Когда пасмурно – пасмурная,
Когда сыро – сырая,
Когда хмуро – хмурая,
Когда ясно – ясная.
Молодцы!
-Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды
вы знаете? (ранняя, золотая и поздняя).
Физкультминутка (ребенок)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше
- А теперь ---прочитает стихотворение А. С. Пушкина об осени
Двое детей читают стихи об осени.
- Давайте вспомним, какие бывают дожди осенью?
Рисование дождя штрихами.
– Посмотрите на карточки. Из первой тучки дождик моросит. Из второй дождик льет.
- Взяли правильно ручки, выпрямили спинки, рисуем красиво, неторопясь.
- Нарисуем наклонные пунктирные линии, как показано на рисунке.
Воспитатель: - Послушайте рассказ и скажите, все ли в нем правильно:
Прошло лето и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.
Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
(Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно.)
Воспитатель: - А еще мне хочется рассказать вам немного о названиях осенних месяцев. Вы их уже называли. Давайте еще раз вспомним: сентябрь, октябрь, ноябрь. А в народе с древних времен у этих месяцев есть и другие названия. Послушайте и попытайтесь объяснить их.
СЕНТЯБРЬ – хмурень (пасмурная погода, ревун (за ветры, златоцвет, листопадник.
ОКТЯБРЬ – мокрохвост, ветродуй, грязник, листобой.
НОЯБРЬ – полузимник, ледовый кузнец
10. Итог занятия (рефлексия)
– Что бы вы еще хотели узнать об осени?
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Осенние слова»
Каждый из вас должен сказать, по очереди, по одному красивому слову
об осени.