Саида Якубова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Золотая осень» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Золотая осень!»
Цели:
-Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
-Активизировать глагольный словарь по данной теме.
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
-Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
-Продолжать учить составлять предложения по картинкам.
-Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
-Продолжать учить согласовывать движения с речью.
-Развивать мелкую моторику пальцев умение рисовать наклонные пунктирные линии.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи на тему „Золотая осень“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интегрирование по разделам: Познание, развитие речи.
Оборудование: листочки из бумаги, тучки из голубого картона, мяч, картинки осени, зимы, лета, фрукты, овощи, морковка на сюрпризный момент, обручи, музыка, зонтик компьютер.
Словарная работа: Льет, моросит дождь, листья кружатся, горят огнем, укрывают землю золотым ковром.
Ход занятия:
1. Орг. Момент (дети под музыку забегают в группу и садятся)
Воспитатель:
Ребята садитесь скорее сюда
Все готовы, дети?
Дети: да!
2. Воспитатель:
Ребята, посмотрите вокруг. Что необычного вы увидели в нашей группе?
Да наша группа украшена листьями. А где мы взяли эти листья, нам об этом расскажет Рамазан.
(Рамазан читает стихотворение)
Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят и летят… летят… летят…
Пролетают паутинки, с паучками в серединке,
И высоко от земли пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.
Воспитатель:
А лето, это что?
Да конечно – это время года.
А какие времена года вы знаете?
А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?
(Ответы детей).
Правильно, сегодня мы будем говорить об осени, и занятие своё мы назовём «Золотая осень» (Просмотр презентации «Краски осени»)
А вы бы хотели, ребята, чтобы в гости к нам пришла сама осень? (Ответы детей).
Тогда давайте с вами вспомним, какие мы знаем приметы осени, а по этим приметам, как по следам, осень к нам доберётся в гости. И так ребята, что же происходит с наступлением осени? Как мы узнаем, что наступила осень?
(Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто льет и моросит холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай.) Да, конечно мы видим изменения в природе.
Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью.
3. Игра "Погода осенью"
Дети, а какая бывает погода осенью :
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
4. Игра «Подбери действие».
- Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он утром дул, я встретила его по дороге, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
За осенью идёт… (Зима)
После весны идёт. (Лето)
А за летом наступает (Осень)
Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)
Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)
Воспитатель:
5. Игра «Подбери признак».
Предлагаю поиграть в словесную игру «Подбери признак».
Цель: Продолжать совершенствовать навык детей использовать в речи прилагательные, совершенствовать грамматический строй речи.
Листья осенью (какие) — желтые, красные, багряные, сухие, красивые…
Дождь осенью (какой) — холодный, сильный, частый, грустный…
День (какой, а ночь (какая)
6. «Игра ДА или НЕТ»
Я буду читать вопросы, если ответ «да», вы хлопаете, а если ответ «нет», то топаете, но только не очень громко.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
7. Воспитатель: Прислушайтесь, какая волшебная музыка звучит.
(Входит осень под музыку и читает стихотворение)
Осень : Я, Осень! Как можно меня не любить!
Скажите, за что не любить меня можно?
Есть время чуть-чуть о былом погрустить,
О будущем светлом гадать осторожно.
Здравствуйте, ребята! Вы конечно же меня узнали. Я – осень. Красавица, волшебница. Спасибо вам, что вы оставили следы, по которым я к вам в гости и добралась. Очень люблю приходить к вам в гости. Смотреть как вы играете. Вам тоже предлагаю поиграть. Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и начнем игру. Я вам буду показывать из гербария виды деревьев, а вы должны ответить какой на этом дереве лист. (Клен, дуб, береза, осина, тополь, липа) работа с гербарием.
А сейчас я позову на помощь ветер и пока он будет играть свою волшебную мелодию, мы будем выполнять упражнение. Все готовы!
8. Динамическое упражнение «Ветер».
Цель: Учить координировать детей движения с речью, развивать мелкую и тонкую моторику. Тренировать память и речь. Закрепить знания детей примет осени. Правильная постановка дыхания во время постановки звуков.
Ветер северный подул: (глубокий вдох)
СС-С, (выдох)
Все листочки с липы сдул (круговые движения пальцами)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (присели)
Дождик стал по ним стучать (стучат по полу пальцами)
КАП-КАП-КАП, КАП-КАП-КАП.
Град по ним заколотил, (стучат по полу кулаками)
Листья все насквозь пробил. (Встают)
Листья снег припорошил, (плавные движения вверх вниз)
Одеялом их накрыл. (Сели на стульчики)
9. Игра: «Осень спросим».
Осень : Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила!
Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!
Воспитатель: Осень, а мы с ребятами хотим поиграть с тобой в игру: «Осень спросим».
Осень :
Давайте поиграем.
Дети: - Здравствуй осень, здравствуй осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим : Что в подарок принесла?
Осень : - Принесла, я вам муки
Дети: - Значить будут пирожки.
Осень : - Принесла, я гречки.
Дети: - Каша будет в печке.
Осень : - Принесла вам овощей.
Дети: - И для каши и для щей.
Осень : Яблоки и мёд.
Дети: - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.
А хорошую погоду нам в подарок припасла?
Осень : - Дождику вы рады?
Дети: Не хотим - не надо. (Под музыку дождя ребята бегают и прячутся под зонтик к воспитателю.)
10. Рисование дождя штрихами.
Воспитатель:
- Посмотрите на доску. Что это? Верно это тучки. Ребята мы с вами говорили, что осенью идет разный дождь. Вам нужно изобразить штриховкой, что из первой тучки дождик моросит, а из второй дождик льет.
11. Практическая часть: Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, ветер, дети и одежда. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года. (Дети составляют картины осени под спокойную музыку. Андрей Обидин «Осень и Саксофон»).
12. Осенние дары
Осень : Я прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы я заготовила вам.
А теперь мне помогите все припасы разделите. Игра «Овощи и фрукты»
Воспитатель:
Ребята давайте разделим овощи и фрукты в разные корзинки, а то у осени они все вместе в одной корзине.
13. Итог занятия (рефлексия)
Осень : Вот и пришла пора нам прощаться, теперь мы с вами увидимся только через год, ребята.
Воспитатель:
А запомнили ли вы все приметы нашей осени, не спутаете с другими сезонами?
Осень : Сейчас я взмахну своей волшебной кистью, и вы превратитесь в листья, кленовые, дубовые, березовые и будете кружиться в осеннем танце, а я говорю вам до скорой встречи. (Звучит спокойная музыка «Осенний вальс», дети с листочками кружатся в танце.)
14. Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребята, осень нам подарила целую корзину своих осенних даров, каждый подойдите и угоститесь, и не забудьте про наших гостей.