Ольга Нечаева
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Русская народная сказка «Хаврошечка»
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Русская народная сказка «Хаврошечка»
Интеграция образовательных областей: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно – эстетическое развитие.
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Русская народная сказка „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Цель: Ознакомление детей с русской народной сказкой «Хаврошечка». Понять смысл выражения «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся», с помощью сказки «Хаврошечка».
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка» : учить детей строить полные предложения при ответе на вопросы по содержанию прочитанного;
продолжить работу над словарным составом языка (подбор антонимов);
познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл, учить называть признаки предмета.
закреплять умение украшать рисунок известными приемами.
Развивающие :
развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки при помощи описания персронажей;
формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки; совершенствовать диалоговую речь;
развивать воссоздающее воображение, слуховую память;
проявлять фантазию при укашении рисунка;
стимулировать двигательную активность во время мыслительной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству;
воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, умение прийти на помощь в трудную минуту, умение радоваться.
воспитывать умение работать в команде.
Словарная работа: Холсты, наливные яблочки, пуд, прясть, рябая корова, лихо.
Оборудование: книга, игрушка коровушка, портрет автора, интерактивная игра, ноутбук, проектор, интерактивная доска, макет яблони с яблоками, волшебная шкатулка, заготовки яблок - жетонов для рисования, краски, кисти.
Методы и приемы: наглядный, словесный, (чтение, обсуждение, игровой, организационный момент, интерактивная игра, физкультминутка, сюрпризный момент, заключительная часть.
Предварительная работа: рисование сказочных домиков, создание коллективной аппликации «Рябинка», работа над пословицами о труде, добре и зле; разучивание стихов для двигательной активности.
Методика проведения занятия
Дети сидят полукругом. Звучит народняая песня. Дети встают, проходят вперед к воспитателю, делают хоровод.
Воспитатель: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Улыбнитесь им тоже. Встаньте в хоровод, и повторяйте со мной волшебные слова: В хороводе круг пройдем, сразу в сакзку попадем.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
Воспитатель: Дети, вы уже обратили внимание на нашу выставку. Какие книги здесь вы
увидели? Правильно, это сказки. А как вы догадались (по иллюстрациям) Сейчас а проверю, как хорошо вы знаете сказки?
Воспитатель: Какими словами начинаются русские народные сказки?- Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные? В сказках есть волшебные герои и животные. Какие сказки вы помните, где животные говорят? Сегодня у нас в гостях волшебное животное. Угадайте, какое?
Гуляет летом по полям
и молоко дает всем вам,
Громко «му» кричит хозяйке,
Сена мне побольше дайте!
Эта коровушка из сказки Хаврошечка
Воспитатель: А теперь, ребята, пройдите на стульчики. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель А. Н. Толстой и записал ее. А теперь ее печатают и выполняют красочные рисунки к ней. Восп: Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей :
рябая корова– пестрая с пятнами другого цвета
Хаврошечка- стариное женское имя Хавронья
Пуд - старинная русская мера веса, тяжелая
Прясть - скручивание (волокна делать нить)
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
заморили - замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо - зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее.
Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди»
Чтение сказки
Вопросы к тексту сказки :
-Что значит, своего брата не стыдятся?
- Как она называется?
- Какими словами она начинается?
- К каким людям попала Крошечка- Хаврошечка"? ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
- Сколько было дочерей и как их звали?
- А какими они были, Помогали ли Хаврошечке? ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ
СКАЖИТЕ, что говорила корова ховрошечке? ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖКНИЕ
Восп: Какую песенку пела Хаврошечка дочерям на лугу для того, чтобы они скорее заснули? ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ-Спи глазок, спи другой
Теперь вам понятен смысл выражения я2Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
Упражнение «Скажи какая»
Восп: Мачеха какая?
- Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.
Восп: Хаврошечка какая?
-Добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитанная, хорошая, умная
. -Как называла Хаврошечка свою корову (коровушка-матушка)
-Как относилась коровушка к Хаврошечке (заботилась, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, утешала, любила)
Воспитатель: дети, скажите, какие волшебные явления вы заметили?
-Можно влезть коровушке в одно ухо, а в другое вылезти? Какие еще явления?
(Могут быть у человека 1, 2, 3 глаза? Говорит корова? Выросла яблоня из косточек).
Динамическая пауза
Воспитатель: А теперь, давайте разомнемся, я вас научу игратьй в русскую хороводную игру «Яблонька»
Выбираются две девочки на роли яблоньки и Машеньки. Остальные встают в хоровод. Все выполняют движения в соответствии со своей ролью и с текстом песни:
Мы посадим яблоньку на горе, на горе
Наша яблонька расцветет по весне, по весне.
Вырастай-ка, яблонька вот такой вышины,
Распускайся, яблонька, вот такой ширины.
Расти, расти, яблонька, в добрый час, в добрый час,
Потанцуй-ка, Машенька, попляши для нас.
Ой, как наша яблонька распустилася,
Да от нашей Машеньки вихрем убежим
Маша, догоняй, лови, к яблоньке веди!
На последних словах дети разбегаются. Машенька ловит одного из играющих. Яблонька остаётся на месте. Пойманного первым, Машенька подводит яблоньке. Ведущий (или Машенька) задаё т вопрос: «Яблонька, угостишь ли ты… (имя ребёнка) своими яблочками?». Яблонька или наклоняет руки-веточки к ребёнку, или – нет. Любое своё решение яблонька обосновывает.
Интерактивная игра
Воспитатель: Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. Разделимся на две команды.
УСЛОВИЯ: За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон - яблочко из этой сказки.
Безопасность: пожалуйста, подходите к доске на расстоянии вытянутой руки, по доске водите стилусом.
Игра разработана с помощью программы «смарт нотебук», дети проходят несколько «станций» на которых,должны выбрать картинку с ответом.
Продуктивная деятельность
Воспитатель:
Теперь красиво раскрасим яблочки, сделаем их волшебными. Готовые яблочки предлагаю «повесить» на Яблоню.
Воспитатель: Молодцы, дети!
-А какими словами закончилась сказка?
Чему нас учит сказка (быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло.
Кто из этой сказки вам понравился? Почему?
Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. Хаврошечка с коровушкой вам дарят раскраски за вашу работу. Но вы их должны принести обратно, они посмотрят и оценят вашу работу.
Вам понравилось наше занятие? Если вам понравилось все, то вы берете красное яблоко и «повесьте» его на яблоню. Если что-то понравилось, то желтое. Если ничего не понравилось, то зеленое. Пожалуйста, подходите к яблоне.
Звучит музыка
-Вы мне тоже все понравились. А теперь пожмите руки друг другу, встаньте в хоровод. В хороводе круг пройдем, и из сказки мы уйдем