Любовь Михайлова
Конспект НОД по речевому развитию для детей 3–4 лет на тему «Русская народная сказка «Репка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие»
Для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
На тему : Русская народная сказка «РЕПКА».
Цель: - Знакомство детей с театром тряпичной куклы и его применением. Привлечь внимание детей к театрализованной деятельности по мотивам русской народной сказки «Репка».
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей 3–4 лет на тему „Русская народная сказка „Репка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Репка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Задачи:
- Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.
- Продолжать прививать детям любовь к устному народному творчеству, через повествование сказки в виде кукольного спектакля созданного своими руками.
- Формировать умение детей быть зрителями в театре и принимать активное участие в театрализованном представлении по русской народной сказке «Репка».
- Учить детей видеть красоту народной куклы, слушать народную музыку, понимать сказку и её героев, проявлять фантазию.
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взрослыми и детьми.
- Активизировать словарный запас детей : ткань, кружево, материал, безликая кукла, кукла бабушка, кукла-дедушка, куклы-зверушки, фартук, платочек, косички, ленты, поясок, подюпник, и мн. др.
- Воспитывать интерес к совместным играм-драматизациям.
Предварительная работа: чтение и прослушивание русской народной сказки «Репка» и беседа о ней; рассказывание сказки с использованием настольного театра и театра картинок; лепка на тему «Репка»; самостоятельная игровая деятельность детей с настольным театром.
Материалы и оборудование: удобно расставлены стульчики для детей; стол, настольный театр (я его сделала сама в начале учебного года, муж помог выпилить его из фанеры и покрыть краской, а я раскрасила его акриловыми красками; вот такой у нас театр); театр тряпичной куклы (созданный мною в основном из лоскутков) по мотивам русского народного творчества; магнитофон; народная музыка.
Предисловие.
«Кто в куклы не играл,
Тот и счастья не видал!» (Народная мудрость)
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня одной из важнейших задач в воспитании детей любви к своей Родине. Детей младшего дошкольного возраста нужно подводить к этому постепенно, выбирая именно то, что наиболее будет им близко и приемлемо в возрасте 3-4 лет. Поэтому я решила, что куклы созданные по мотивам народного творчества привлекут внимание и интерес детей.
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё разнообразие русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в совместных играх, играх-театрализациях современных детей. Такие игры дадут возможность детям постепенно узнать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частицей русской души, и гордиться своим народным наследием.
Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Кукла не рождается сама, её создаёт человек, вкладывая в неё всю свою любовь и душевность. Через кукольный мир дети входят в большую жизнь и постигают её закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.
Ход НОД.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики, дети садятся.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я приглашаю вас на театральное представление.
Я вам сказочку расскажу, да не простую,
А старинную, русскую народную!
Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знания свет!
Сказочный всем шлёт привет!
Начинаем представление
Всем ребятам на удивление.
У меня на столе волшебный сундучок, он не простой, а с театральными куклами, которые сегодня нам помогут рассказать сказку.
Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте скажем вместе «Раз, два, три - сказка оживи!»
Звучит «Волшебная музыка».
Дети: (повторяют слова ещё раз с воспитателем).
Воспитатель: (начинает вынимать из сундучка поочерёдно тряпичные куклы и представляет их детям).
Дед: - Здравствуйте, ребята, я дед!
Бабка: - Здравствуйте, мои детушки! Узнали вы меня?
Дети: - Бабушка!
Бабка: - Ой какие вы все хорошие да пригожие, а у меня есть внучка Машенька, как раз как и вы выросла.
Машенька: -Ха-ха-ха! А вот и я! (кружится в юпочке перед детьми).
Бабка: - Ребята, а вы любите слушать сказки?
Дети: - Да!
Бабка: - Тогда сидите тихонечко и слушайте сказку внимательно. А знаете какую мы вам сказку покажем и расскажем?
Дети: - Нет.
Бабка: - А загадки вы умеете отгадывать?
Дети: - Да!
Бабка: - Вот как только мою загадочку отгадаете
Так сразу и узнаете, как сказка называется.
Загадка.
Выросла на грядке я,
Сочная да сладкая.
Дед меня тяну-тянул,
Только листик чуть погнул.
В помощь бабку с внучкой звал,
Жучку с кошкой в помощь ждал,
Только с мышкой, взялись все крепко,
Вытянули дружно …
Дети: «Репку».
Бабка: - Ой какие вы молодцы, отгадали мою загадку.
Слушайте внимательно сказку,
Про Деда и про Бабку,
И про осеннюю грядку!
Воспитатель рассказывает сказку детям, поочерёдно выставляя кукольных персонажей сказки «Репка». Предлагает детям в соответствии с их речевыми возможностями повторять отдельные звукоподражания и слова: дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, ав-ав, пи-пи-пи, «Ох! И крепко сидит в земле репка!»; и мн. др.
(Сказку «Репка» рассказывала детям в народном «классическом» варианте.)
В ходе рассказывания сказки привлекала детей к совместному рассказыванию и дети были очень активными рассказчиками.
Физкультминутка: сказка «Репка».
Репка выросла большая.
Вот какая, вот какая! (Руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку,
Но она засела крепко. (наклоны, приседания)
Внучка к ним бежит, бежит,
Репку вытащить спешит! (бег на месте)
Жучка хвостиком виляет,
Бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает,
Кошка когти выпускает. (прогнуться назад, показать лапки кошки)
Помогает дёрнуть репку,
Но она засела крепко! (приседаем, тянем репку)
С мышкой быстро и умело
Репку вытянули смело! (прыжки вверх на двух ногах)
Воспитатель: - Ребята, расскажите, понравилась вам сказка?
Дети: - Да!
Воспитатель: - А вы заметили, какие у нас необычные куклы в театре?
Дети: - Да. (Некоторые дети подошли поближе, чтобы разглядеть их).
Воспитатель: - Предлагаю детям потрогать, рассмотреть все куклы, подержать их в своих руках. Спрашиваю у детей : - Кто кем хочет быть? Дедом, бабкой, внучкой, и т. д. Дети выбирают кукол по своему желанию и рассматривают их.
Эти куклы называются – тряпичные куклы, они сшиты из кусочков ткани. Такие куклы люди в давние времена шили сами для детей и для театра тоже. Очень часто тряпичным куклам не рисовали лица (глаза, нос, рот, и поэтому их называли – безликие куклы. Чаще всего куклами играли дети, и к куклам добавляли лоскутки ткани для того чтобы куколку завернуть в них, запеленать, а за тем и покачать, и песенку спеть ей колыбельную.
Детям очень понравились тряпичные куклы и мы попрощались с ними до следующей встречи.
СПАСИБО за внимание.