Ольга Шахматова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. по теме : «Весна!»
Цель:
Закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом.
Образовательные задачи:
- уточнить словарь по теме "Весна", закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;
- совершенствовать грамматический строй речи при образовании прилагательных;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме „Весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закрепление умения подбирать слова - родственники;
- закреплять умение составлять предложения и пересказывать по картинкам;
- закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
Развивающие задачи :
- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление, память;
- развивать умение выражать эмоции с помощью голоса, мимики и жестов.
Воспитательные задачи:
- формировать навык сотрудничества;
- развивать инициативу и самостоятельность.
Программные задачи:
- уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной.
- закрепить приметы весны, названия весенних месяцев;
- активизировать словарь по теме : "Весна".
Материалы и оборудование Картинки про первые признаки Весны, пение слогов,мимические упражнения про медведя проснувшегося в берлоги, пальчиковая гимнастика -первые цветы, гимнастика для рук назови ласково слово, одно много.
Методические приемы: загадки, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинкам.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель:
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, солнце! (руки над головой описывая большой круг)
Здравствуй, земля! (опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся заа руки и поднимают их в верх).
Воспитатель:
Предлагаю послушать загадку. Отгадав ее вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня.
Загадка - Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер,
Птицы с юга прилетели,
Звонко капают капели.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла. Весна.
Воспитатель: Молодцы! Конечно же это весна. Все радуются приходу весны. Но зима не хочет уходить, погода еще переменчива. Но куда ей тягаться с весной! Ведь у нее столько помощников - солнце, птицы, звери и конечно же вы ребята!
Посмотрите нам "Весна" прислала конверт. Посмотрим, что в нем. (Читается письмо).
Воспитатель: Весна нам прислала различные задания и за правильные ответы просила подарить вам весенние листочки. Которые потом сможем прикрепить к веточкам дерева и тогда весна сможет победить зиму.
2. Основная часть.
Воспитатель:
1. задание: нужно правильно образовать слово.
От слова "весна" образуем новые слова:
Ветер весной - (весенний)
Небо весной - (весенний)
Дождь весной - (весенний)
Солнце весной - (весеннее)
Погода весной - (весенняя)
Настроение весной (весеннее)
Сколько хороших и красивых слов мы вспомнили! (дать листочки).
Физ минутка
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши аклые цветки,
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
2. Задание.
Кто из вас вспомнит весенние месяцы. Посмотрите на доску. (картинки с изображением весенних месяцев).
Воспитатель: послушайте, ребята, как в народе называли весенние месяцы и попробуйте угадать почему?
Март - капельник.
Апрель - водолей.
Май - травень, цветень.
Весна - это праздник пробуждения природы. (дать листочки).
3. Задание.
Воспитатель: если весной прислушаться, то можно услышать, как вся природа радуется ее приходу. Как можно показать голосом, мимикой, жестами как это бывает?
- звонко капают капели (кап - кап)
- как поют птицы (чик-чирик)
- как котик нежится на травке (мяу)
- как бежит ручеек в канавке (жур, жур).
Воспитатель:
Ребята, давайте вспомним какие изменения происходят в природе весной?
- Каким весной становится небо? (голубое, светлое, безоблачное).
- А солнце какое весной? (теплое, яркое, ласковое).
Ребята, а кто из вас знает что такое капель? (сосульки быстро тают под теплыми солнечными лучами и капельки воды часто - часто капают с крыш).
- Почему весной становится так много птиц? Чем они так озабочены? (прилетели из теплых стран, вьют гнезда).
Весной все природа просыпается. Какими красивыми словами можно сказать о Весне? (солнечная, весна-красна,ласковая, теплая).
4. Задание.
Игра "Сравни" (закреплять навыки употреблять в речи детей сравнительных оборотов).
Солнце желтое, как. (одуванчик, цыпленок).
Солнце круглое, как. (колобок, апельсин).
Солнце ласковое, как. (мама, бабушка).
Солнце теплое, как. (печка, свитер).
Солнце яркое, как. (фонарь, лампочка).
Солнце жаркое, как. (огонь, костер).
(дать листочки)
Физ. минутка:
Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На цветочек тихо села.
5. Задание.
Закреплять умение изменять слова, называя их во множественном числе.
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Воспитатель - в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру "Один - много". Я называю один предмет, а тот, кто поймает мяч - во множественном числе.
Ручей - ручьи.
Дождь - дожди.
Скворец - скворцы.
Гнездо - гнезда.
Сосулька -сосульки.
Лист - листья.
Дерево - деревья.
Молодцы ребята!
Дети присаживаются.
6. Задание
Медведь проснулся
Медведь в берлоге (мимически картинки испуг,удивление, огорчение, радость)
Пригрело солнышко, снег растаял, и вода попала медведю в берлогу. Показать, как медведь-испугался, удивился, огорчился,а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Вылез мишка из берлоги и увидел как качаются деревья (поднять руки вверх покачять в право и в лево). И стало ему весело и запел песенку АУ,ИТ,МЭ,КА,МЫ,КУ,ЭТ,ТА,АК,УИ,ТЫ,УК,ПЫ,НА,НУ,ЫК,УА,ТИ (пройденые звуки за учебный год)
Устал мишка от пения и ему захотелось позевать открываем рот с глубоким вдохом (имитация зеваеия).Посмотрел на реку и увидел как плывёт лёд (двигать нижней челюстью вправо-влево) И увидел мишка как плытёт караблик среди льдин (Попеременно приподнимаем уголки губ вправо вверх,а затем влево вверх.
7. Задание.
Игра " Скажи наоборот".
Снег зимой чистый, а весной?
Зимой дни короткие, а весной?
Зимой солнце тусклое, а весной?
Зимой холодно, весной?
Осенью листья опадают, а весной?
Зимой заяц белый, а весной?
Осенью перелетные птицы улетают, а весной?
А еще, ребята Весна очень хотела, что бы вы показали умеете ли пересказывать по картинкам. Я сейчас прочту вам рассказ и перескажу его по картинке, а вы внимательно послушайте и потом то же составите свой рассказ. (Наступила теплая весна. Ярче светит солнышко. Начал таит снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда).
(2-3 ребенка пересказывают).
8. Задание
Назови ласков
Гнездо- гнёздышко
Бабока
Облако-облачко
Червяк-червячок
Трава-травка
Солнце-солнышко
Гусеница-гусенечка
Птица-птичка
Туча-тучка
Цветок -цветочку
Куст-кустик
Звери-зверята
Ветер-ветерок
Медведь-медвежонок
Дождь-дождик
Лист-листочек
Луч-лучик
Река-речка
Лужа-лужица.
Подведение итогов.
Молодцы! Вы хорошо пересказывали по картинке. Сказали много красивых слов о весне. Думаю Весне ваши ответы очень понравились.
И давайте мы с вами раскрасим мишку проснувшегося от спячки.