Надежда Кива
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Экскурсия в музей времени» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
«Экскурсия в музей времени»
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Кива Н. П.
Цель:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Экскурсия в музей времени“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Развитие основных качеств детей, побуждающих к активной познавательно – исследовательской деятельности; формирование у детей представлений о понятии «время», о мерах измерения времени.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей появления часов, расширить знания о часах (введение понятий «часы природы», солнечные, песочные, огневые, механические, электронные, современные часы);
Углубить и конкретизировать знания детей о календаре, представлений о временах и месяцах года, днях недели, частях суток.
Развивающие :
Развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Воспитательные:
Воспитывать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнера.
Оборудование:
Ноутбук, презентация «История развития часов»; «Мини – музей времени» : модели часов, картинки с изображением часов разных времен; дидактические игры «Который час?», «Круглый год»; модели суток, недели, года.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, закройте на минуту глаза и послушайте звуки. ( Звучит запись: бой часов Кремлевской башни, звуки часов с кукушкой).
- О чем вам напомнили эти звуки? Может быть какой – то предмет всплыл в вашем воображении? О чем идет речь?
(Ответы детей)
- Вы правы, о часах, о времени. Сегодня мы продолжим знакомство со временем и часами.
- Я приглашаю вас на экскурсию в Музей Времени.
Первый раздел называется «Часы природы».
- Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Вы знаете, как узнавали время раньше, когда не было часов?
( Ответы детей: по тени от солнца).
- Да, ребята, люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу и придумали часы, которые назвали солнечными. Первые солнечные часы представляли собой шест, воткнутый в землю и круг со шкалой времени, начерченный вокруг него.
(Показ фото)
Воспитатель:
- Но пользоваться ими человек не всегда мог. А как вы думаете, почему? ( Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду и ночью время не определить).
- Помогали определить время певчие птицы : соловьи, жаворонки, зяблики.
Когда древний человек стал приручать животных, у него появился ещё один помощник в ориентировке во времени – петух. Удобны ли были такие часы?
(Ответы детей)
- Слышали ли вы о цветочных часах? В1755 году знаменитый шведский ботаник Карл Линней устроил часы в виде клумбы в ботаническом саду. Суть этих часов в том, что он посадил различные растения в том порядке, в каком распускаются на них цветы. Например, в 4 – 5 часов утра распускались цветы шиповника, в 5 – 6 утра – соцветия одуванчика, в 6 – 7 утра раскрывались цветки картофеля и т. д. А вечером цветы также последовательно закрывались.
(Показ фото)
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, мог ли человек всегда пользоваться цветочными часами? Почему нет?
(Ответы детей)
- Узнать время по солнечным или цветочным часам можно было только в светлое время суток. Люди стали думать над тем, какие же часы могут помочь определить который час в темное время суток.
- А сейчас, ребята, обратите внимание на второй раздел музея – здесь представлены «Часы древних времен».
Итак, следующий прибор для измерения времени, который придумали люди – это водяные часы. Их придумали в Древнем Египте. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду, на сосуде делали пометки – черточки: сколько воды вытекло, столько времени и прошло.
(Показ фото)
Воспитатель:
- Не случайно с тех пор говорят о времени «Сколько воды утекло».
Как вы думаете, удобны ли были эти часы?
(Ответы детей)
- Затем изобрели часы – свеча или огненные часы. Впервые они появились в Китае. На свечу наносили 24 деления, сгорая, свеча уменьшалась на одно деление в час.
(Показ фото)
Воспитатель:
- Но в чем же опасность этих часов?
(Ответы детей)
- Позже, около тысячи лет тому назад, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло, появились первые песочные часы. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени : 1 минута, 2, 3, 5, 10 минут.
(Показ фото)
Воспитатель:
- Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? (Ответы детей)
- А тем временем мы с вами переходим к третьему разделу – «Современные часы».
- Как оказалось, все древние часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться. Тогда люди изобрели механические часы, затем электронные. Некоторые из них мы можем видеть в нашем музее. А теперь присаживаемся за столы и поиграем в игру. Я буду называть место расположения часов, а вы скажете, как мы их называем.
Например: Если часы висят на стене, то они настенные.
Если стоят на полу, то они … (напольные)
Если стоят на столе, то они … (настольные)
Если носят на руке, то они … (наручные)
Если лежат в кармане, то они … (карманные)
Если нас будят, то они называются … (будильник)
Если их не заводят, а лишь меняют батарейку, они … (электронные)
- Молодцы! А скажите, ребята, чем часы отличаются друг от друга? ( Ответы детей: формой, величиной, цветом, местом расположения циферблата, разными по длине стрелками)
- Чем похожи? ( Ответы детей: на всех часах есть стрелки, цифры, они все показывают время)
- Посмотрите, какие еще бывают часы и скажите, который час они показывают.
(Показ фото)
Это куранты на Спасской башне Московского кремля (время – 6 часов).
Это часы на Часовой башне Вестминстерского дворца в Лондоне (время – 3 часа).
Часы на Колокольне Вологодского Кремля (время – 12 часов).
- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультурная минутка: «Часики идут»
- Ребята, у меня для вас необычная загадка: выполнив правильно графический диктант, вы узнаете часы, которыми пользовались люди более тысячи лет назад. И сегодня, в наши дни, они тоже подсказывают нам время.
Графический диктант «Петух».
Воспитатель:
- В нашем музее времени есть еще один раздел – «Календари года».
При помощи календарей измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки – неделя, месяц, год. Календарь – это перечень дней года.
Какими мерками измеряется время?
( Ответы детей: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).
- Время можно измерить, а можно ли его увидеть?
( Ответы детей: мы можем увидеть только, как движется секундная стрелка на часах и пересыпается песок в песочных часах).
- А можно время услышать?
( Ответы детей: часы «говорят» «Тик-так»).
- Ребята, у меня есть одна мечта: вернуть время назад и стать таким же ребенком, как вы. Получится? Почему нет?
( Ответы детей: нельзя вернуть то, что уже прошло).
- Да, все верно. Прошлое, настоящее и будущее не могут поменяться местами. Время идет своим чередом, в одном темпе.
- Посмотрите на картинки на мольберте - это модели различных временных промежутков (сутки, неделя, год). Ваша задача определить их и объяснить свой ответ.
( Ответы детей: круг разделен на 4 части - это сутки, так как в сутках тоже 4 части – утро, день, вечер, ночь; неделя – круг разделен на 7 частей, потому что в неделе 7 дней)
- Назовите дни недели по порядку.
А вот модель года. Как вы думаете, почему она похожа на модель суток?
( Ответы детей: потому что в году 4 времени года)
- Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Сколько месяцев в году?
- Хорошо, но мне кажется, чтобы модели были законченными, нужно добавить соответствующие картинки. Сейчас вы будете работать парами. Подойдите к мольберту, рядом с ним на столе разложены картинки. Вы разделитесь на пары, каждая пара выберет две противоположные картинки и разместит их на соответствующей модели. (Весна – осень, утро – вечер и т. д.). Картинками украсим модель суток и модель года.
Рефлексия:
Ребята, вам было интересно сегодня? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Что из сегодняшнего занятия вы хотели бы рассказать друзьям, родителям?
Вы меня очень порадовали. Молодцы!