Пухаева Ангелина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ног Бон» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию “Ног Бон” в старшей группе
Воспитатель:Пухаева А. А.
Цели занятия :
Приобщение детей к истокам осетинской народной культуры и традициям, развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, внимание,желания узнавать новое.
Материалы:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Ног Бон“ в старшей группе» размещена в разделах
ИКТ, иллюстрации по теме,сюрпризный момент (приглашенные гости,мнемотаблица о зиме (стих., тесто,фартуки,стеки,макет огня.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций по теме ООД, слушание народных песен,загадка,пословицы.
Данное открытое занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста 5 -6 лет в количестве 10 человек.
Приоритетной образовательной области с интеграцией являлась: «Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «НРК.
Виды детской деятельности:
Познавательная,коммуникативная, игровая, двигательная.
Анализ целей и задач.
Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности. Задачи были сформулированы конкретно и соответствовали уровню развития группы.
Для активизации детей были использованы следующие методы:
Словесный – (беседа, загадка, вопросы к детям).
Наглядно - демонстрационный – (иллюстрации по осетинской народной культуры,макет костра).
Игровой – мнемотаблица,прыгание через костер.
Ход занятия:
Дети заходят под осетинскую музыку (становятся в круг).
В: Ребята у нас сегодня необычный день, к нам пришли гости, давайте же поздороваемся с ними и пожелаем им хорошего настроения!
Пожелания: Уарзы уын нае заердае,
Уарзы уын нае цаест,
Ног азаен йае хаерзтаей
Ут аедзух аефсаест!
Арфаегонд Хуыцауаей
Бинонтае куыд уой,
Ног цинтае уыл уараед,
Ивылаед уыл сой.
В: СЕйчас я загадаю вам загадку! Слушайте внимательно!
Загадка: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
В:А по каким признакам вы определили что это именно зима (на улице холодно,люди надевают теплую одежду и обувь,дети катаются на санках,коньках,играют в снежки,ночи становятся длинными,а дни короткие,замерзают водоемы,снег идет)
В:Сколько зимних месяцев мы знаем? Какие?
В:Назовите первый месяц зимы? А какую пословицу мы знаем про декабрь?
Д:Декабрь год кончает,а зиму начинает
В:В второй месяц зимы? Может кто-нибудь знает или вспомнить пословицу про месяц январь?
Д:Месяц январь-зимы государь
В:А последний,третий месяц зимы?
В:У февраля два друга,метель да вьюга.
В:Игра по мнемотаблицам, нужно из мнемотаблиц составить стих. О зиме.
В: Молодцы ребята. Загадали загадку о зиме,о признаках,стих. составили, а какие праздники у нас в зимний период? Самый любимый зимний праздник (Новый год,Рождество,Старый Новый год)
В: Правильно; Мы с вами поговорим о празднике Старый Новый год
Как на осет. будет Старый Новый год? (“ Ног бон”)
В: Этот праздник отмечают в середине января. Не только в Осетии,но по всей России,но у каждого народа свои традиции.
У нас в Осетии с давних времен пекут Новогодний пирог.
Кто скажет,как называется этот пирог? (Артхурон)
А,что символизирует Артхурон?
(счастье семьи на будущее)
Внутрь пирога клали монету,зернышко,кусочек мяса. И после молитвы Артхурон разрезали на столько частей,сколько членов было в семье. От вида начинки ожидалось соответствующее блага.
У румынь тоже делают пирог с интересными начинками,а у русских -это пельмени с сюрпризом.
В: Также в этот праздник ходят по домам ряженные (Хаедзаронтае) с новогодними пожеланиями,устраивают танцы,игры и домочадцы угощают их разными сладостями
Сюрпризный момент: (Заходят Хаедзаронтае)
По традиции наших бабушек и дедушек встречали обрядами,одним из обрядов было прыгать через священный костер.
А,для чего они прыгали через костер?
(чтобы в огне сгорело все плохое)
Огонь считался самой чистой стихией,обладающей очищающей силой.
Давайте мы тоже поучаствуем в нашем старинном обряде.
Физминутка (прыгать через костер)
А теперь с положительной энергией,будем лепить новогодние традиционные булочки разных форм. (Басылта) Но прежде,чем начать разомнем наши пальчики
П/ г: Фынаей каенынц аенгуылдзтае,
Тымбыл къухы бадынц
Иу,дыууае,аертае,цыппар,фондз
Райдыдтой ныр хъазын
Райхъал кодтой сыхаегта
Аехсаез,авд,аст,фараст,даес
Хъазынц иумае-каес!
Ныр аегъгъаед у Хъазынмае
Раздаехаем нае хаедзармае
Даес,фараст,аст,ад,аехсаез,
ФоНдз,цыппар,аертае,дыууае,иу-
Ныр сае хуысаен иу!
Я предлагаю вам приготовить для наших гостей угощения. Наши гости нам в этом помогут (по желанию)
Итог занятия :
Про какой праздник говорили? А. что мы с вами лепили из теста? Какая традиция вам больше запомнилось и хотели бы дома о ней рассказать? какие новые слова мы узнали?