Наталья Майорова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Чудесные превращения воды»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Криушинский детский сад «Светлячок»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
Тема: «Чудесные превращения воды»
(экспериментирование)
для детей средней группы
Воспитатель:
Майорова Н. В.
с. Криуша
2017
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Чудесные превращения воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Цель: Поощрять детскую инициативу, при проведении элементарных опытов по формированию у детей среднего возраста представлений о свойствах воды в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные:
1. Создавать условия для формирования первичных представлений об особенностях окружающей природы, ее ресурсах (воде, значении воды для всего живого.
2. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного участия в проведении экспериментов.
Развивающие :
1. Развивать интерес детей, любознательность, быстроту мышления, воображение и творческую активность, умение логически рассуждать.
2. Формировать начальные предпосылки поисковой и интеллектуальной деятельности (практические опыты).
3. Учить детей наблюдать, сравнивать, формировать элементарные умозаключения, корректировать умозаключения на основе личного опыта при ознакомлении со свойствами воды.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и созидательное отношение к воде, желание исследовать его всеми доступными способами.
Воспитывать уважение и заботливое отношение к членам своей семьи.
Оборудование: вода, молоко, стаканчики, камешки, ложки, сахар, тарелочки, дольки лимона.
ИКТ: Презентация
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Методы и приемы:
словесные: использование художественного слова, вопросы к детям, пояснение, объяснение, уточнение, ситуативное общение с детьми, беседа, ошибка воспитателя, указание, объяснение, педагогическая оценка;
наглядные: иллюстративный материал, письмо в конверте, модели капельки, показ способов действия;
игровые: сюрпризный момент, игровая мотивация, дидактическая игра, практические: элементарные опыты, экспериментирование.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
Ход занятия:
Воспитатель. Доброе утро я вам говорю! Доброе утро, я вас всех люблю! Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного, слушать внимательно, ума набираться! Сегодня, ребята, у нас гости, поздоровайтесь!
Дети: Доброе утро!
Воспитатель.
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Письмецо я здесь нашла.
Кто же нам его принес?
Неужели Дед Мороз?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте откроем конверт и узнаем от кого нам пришло письмо.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я знаю, что скоро праздник День Матери. И я хочу приготовить сюрприз для мамы. Хочу ее в праздничный осенний день угостить необычным вкусным и полезным напитком. Но как это сделать своими руками не знаю. Ваша Маша.
Раздается стук в дверь. Появляется Маша. (игрушка)
- Здравствуйте, ребята! Вы письмо мое получали? А почему не отвечали? Эх, надо было идти к Мишке, да только он спит уже.
Воспитатель. Маша, письмо твое мы получили только сегодня. Мы с ребятами как раз будем говорить сегодня о воде, о ее свойствах и, я надеюсь, сможем тебе помочь приготовить вкусный напиток. Присаживайся.
Ребята, послушайте, пожалуйста, сказку. СЛАЙД 1-11
Жила – была Матушка – Водица. Было у нее5 сыновей- Дождь, Туман, Град, Иней, Снег, и 4дочки- Роса, Сосулька, Снежинка и маленькая любопытная Капелька. Все дети Матушки – Водицы любили разные времена года. Кто-то любил Весну, кому – то нравилось жаркое Лето, кто-то из них ждал Осень, а кто –то холодную Зиму. А вот Капельке нравилось любое время года. И каждый раз она отправлялась в увлекательные путешествия.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живет капелька?
Дети: Капелька живет в воде. СЛАЙД 12-13
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Капелька состоит из воды.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).
Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?
Дети: она переливается из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?
Дети. Жидкая.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду? СЛАЙД 14
Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)
Физкультминутка.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу".
Я – мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:
Дождик, дождик лей,
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей
И для мам и для пап
Кап-кап, кап-кап.
(вот вы и превратились в капельки) .
- Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:
Свети, свети, солнышко,
На чистую водицу.
Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Молодцы, капельки, хорошо себя вели.
Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?
Дети: Сок, чай, молоко и т. д.
Воспитатель: А кто из вас любит пить лимонад? Из чего его делают?
Дети с помощью педагога: Из воды, лимона, сахара.
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю приготовить этот вкусный напиток! Смотри, Маша, и запоминай, как мы будем это делать.
Давайте подойдем к столам, посмотрим и скажем, что на них находится.
Дети перечисляют предметы на столе.
Обращение педагога к детям, с одновременным показом:
1. Ребята, возьмите каждый себе по кружки с водой.
2. Понюхайте. Пахнет вода? (Вода запаха не имеет)
3. Сделайте маленький глоток воды (всю не выпивайте, попробуйте какая вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: теплая,
по виду: прозрачная,
по вкусу: пресная, безвкусная.
1. Давайте растворим в теплой воде немного сахара. Возьмите чайные ложки и наберите пол чайной ложки сахара и положите в свою кружку, аккуратно размешайте, не стуча ложечкой о кружку. А теперь попробуйте. Какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: стала немного мутной
по вкусу: стала сладкая.
Воспитатель: Вода хороший растворитель, она, растворяя вещества, приобретает их свойства. У сахара она забрала его сладость.
1. Давайте каждый возьмем по дольке лимона (как мы делали ранее с сахаром, и положим лимон в кружку. Разомнем ложкой лимон, остатки выложим на блюдце. Попробуем, какая стала вода?
Ответы детей с помощью воспитателя:
по температуре: осталась теплой,
по виду: имеет желтоватый оттенок
по вкусу: стала кисло-сладкая.
Воспитатель: Когда мы к сладкой воде, добавили кислый сок лимона, у нас получилась на вкус вода кисло-сладкая.
Домашний лимонад готов.
Маша. Ух, ты, вот это я к вам удачно зашла. Вижу, вы много знаете о воде.
Воспитатель: Давайте присядем на стульчики и напомним Маше, что мы узнали о воде. СЛАЙД 14
Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.
Воспитатель: Ребята! Машенька интересуется: знаете ли вы, кому нужна вода? И зачем? СЛАЙД 15-16
Дети: Животным, птицам и людям. А еще надо растениям, чтобы они не завяли.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. Ни одно живое существо не может жить без воды. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться… И пить всей семьей вот такой вкусный и полезный домашний лимонад СЛАЙД 17
Воспитатель: Смотрите, какая Машенька веселая и радостная стала! Маша. Вот это я устрою дома праздник! Спасибо ребята, я все запомнила. Но, только я, пожалуй, сначала сама напьюсь такого вкусного, и полезного домашнего лимонада. А потом всех угощу.
На память о себе она хочет подарить вам, ребята, вот такие специальные трубочки для лимонада. (раздает детям)
Дети: Принимают подарки от Маши и благодарят ее.
Воспитатель: Дружите с водой и берегите ее, потому что без воды не будет жизни на земле! СЛАЙД 18
Молодцы! У нас с вами все получилось сегодня, я надеюсь, вы дома сможете всех удивить и порадовать таким сюрпризом. СЛАЙД 19