Оксана Джанаева
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Мой край — Осетия. Мой город — Ардон»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Мой край – Осетия. Мой город – Ардон.»
Цели и задачи:
Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин.
Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях.
Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве.
Закреплять представление о национальной символике/
Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Мой край — Осетия, Мой город — Ардон“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Республика Северная Осетия - Алания
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Прививать любовь к Родине и к своему родному городу.
Познакомить с известными людьми,родившихся в городе Ардон.
Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание танцевальных движений, подвижные и хороводные осетинские народные игры, просмотр мультфильма про Осетию.
Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, ТСО-прослушивание музыкальх фрагметов, Девичий танец, рассматривание флага и герба.
Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, внутренняя обстановка сакли, древний аланский воин; флаг, герб, осетинская гармошка, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, патриотические мультфильмы, осетинские пироги.
Ход занятия.
Под плавную осетинскую мелодию дети входят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
Чермен: …Снег сияет горный,
Манит вышина.
Там ныхас просторный,
А на нём сосна,
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят. («фсати» К. Хетагуров)
Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своём народе говорит современный осетинский поэт:
«…До конца своих дней
Благодарен судьбе
За то, что как птица свободный.
Я рождён на святой
Осетинской земле,
Аланов потомок я гордый.
Ребята, вы знаете, кто такие аланы?
Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.
Воспитатель: Вы знаете, как зародился этот народ? Давным – давно из Черноморских степей на Северный Кавказ пришли воинственные племена скифов и сарматов. Они постоянно между собой воевали. В конце концов сарматы победили скифов и захватили весь Кавказ. После этого прошло очень много времени. Сарматские племена Кавказа, Волги и Дона объединились и стали называться аланами. (иллюстрация) Аланы – прямые предки осетин. Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. В те далёкие времена зародился нартский эпос.
Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?
Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…
Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?
Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.
Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?
Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.
Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.
Физминутка (на осетинском языке)
Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Къах сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.
Къахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.
Къахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: Город Ардон.
Воспитатель: Какие реки протекают в нашем городе?
Дети: Река Ардон, река Таргайдон.
Воспитатель: Скажите, а какие улицы Ардона вы знаете?
Дети: Пролетарская, Кирова, Ирины Мистуловой, Тогузова и. т. д.
Улица имени Каурбека Тогузова.
Каурбек Темболатович Тогузов (21 декабря 1919, Ардон, Терская область, РСФСР — 16 августа 2009, Владикавказ, Российская Федерация) — участник Великой Отечественной войны. Командир 138-го гвардейского артиллерийского полка 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии Воронежского фронта, старший сержант. Герой Советского Союза (1943).
Улица имени Бало Тхапсаева
Владимир Васильевич Тхапсаев (осет. Тбхсуты Бало; 1910—1981) — советский осетинский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1960). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1968).
Улица имени Татари Епихева.
Татари Асланбекович Епхиев (1911—1958) — советский драматург, поэт. Был председателем правления Союза писателей Северной Осетии, редактором журнала «Мах дуг», секретарём Президиума Верховного Совета республики, председателем республиканского Комитета защиты мира, старшим научным сотрудником СОНИИ, состоял в Северо-Осетинском обкоме КПСС.
Улица имени Ирины Мистуловой.
Ирина Дзибокаевна Мистулова — народная артистка Северной Осетии, заслуженная артистка России.
Город Ардон по праву гордится своими выдающимися людьми, такими как:
Станислав Баскаев Вячеслав Тотров
Урузмаг Баскаев Сима Ревазова
Сослан Дзуцев Владимир (Бало) Тхапсаев
Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?
Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».
Воспитатель: Мы с вами тоже знаем эти игры и играем в них. А как воспитывали детей после 8 лет?
Дети: После 8 лет девочек отделяли от мальчиков и учили помогать по дому, ухаживать за малышами. Девочек учили шить, вязать, вышивать, обрабатывать шерсть, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Воспитатель: Сейчас Хетаг прочитает нам стихотворение на осетинском языке. А вы, ребята, послушайте, как необычно и красиво звучит осетинский язык.
(Хетаг читает стихотворение)
Мы сильные люди сильного народа!
У нас одно желание - это свобода!
Мы знаем, что такое честь и гордость,
У нас в душе всегда молодость!
Наш дух не сломит пустой звук,
Мы будем горою друг за друга.
Мы - ВМЕСТЕ, и в этом наша СИЛА,
Мы - ОСЕТИНЫ, и это звучит красиво!
Ребята, а как воспитывали мальчиков в осетинских семьях?
Дети: С 12 лет мальчиков воспитывали мужчины. Их учили работать в поле, пасти лошадей, заготавливать дрова и сено, строить и ремонтировать дом. Мальчиков учили джигитовке и владению оружием, учили петь, танцевать, играть на арфе.
Воспитатель: Вот чему должны были научить взрослые своих детей. У осетин есть такая пословица «Лучше не иметь никакого потомства, чем иметь плохое потомство». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?
«Глаза неуча слепы»
«Ложь говорить стыдно»
«Умный в трудном деле не торопится»
«Люди друг с другом считаться должны»
«Человек создан для труда»
«За добро злом не платят»
«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»
Ребята, предлагаю вам посмотреть красивый Девичий танец, в исполнении наших девочек.
Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России.
Кто знает как выглядит флаг нашего большого государства России?
Ответы детей.
Правильно, Бело-сине-красный триколор. (показ флага)
Как называется главная песня государства?
- Гимн.
Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба)
Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?
Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)
Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства.
Красный – символ воинской доблести и славы.
Желтый цвет – символ изобилия и благодати.
Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.
Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. Сегодня на занятии у нас много гостей. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги) Традиционная форма пирогов круглая. Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности) Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Пироги режут и угощают детей и гостей.)
Презентации «Улицы Ардона», «Достопримечательности Ардона», «Выдающиеся личности города Ардон» прилагаются.