Ольга Кочанова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.
Задачи:
• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
• Формировать представление детей о свойствах бумаги : гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.
• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему „Свойства бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;
• Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.
• Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.
Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, спички, 3 специальные железные тарелки, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя, металлические колпачки
Ход занятия:
Орг. момент:
-Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.
-На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)
Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.
П. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.
-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)
П. -А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…
-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?
П. -Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!
-Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)
П. -Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.
-Ну что ж загадывай нам свои загадки.
1. Всех листов плотнее он,
Белый и цветной… (картон)
2. Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки,
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов любой (бумаги)
3. Знают взрослые и дети
Вытираем рот… (салфеткой)
-Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?
П. -Ну вот, и вы так говорите!
-Как?
П. -Ну, что все это - бумага. Но ведь это не правильно!
-Почему же не правильно?
П. -Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она - не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!
-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)
П. -Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.
-Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.
П. -Ну и как вы это узнаете?
-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.
П. -А как вы узнаете, какие у них свойства?
-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)
-А где их проводят? (В лаборатории)
- Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?
П. -Конечно! Пойдемте быстрее!
- Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.
-В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.
-В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.
-Молодцы! И так отправляемся в путь.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
До доски мы добежим
Стоп. Немножко отдохнем
Дальше мы пешком пойдем.
Основной этап:
Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.
-Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.
-Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
- Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).
Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?
Свойство №1- мягкость.
-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? (Мы ее можем согнуть, свернуть).
- Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.
-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.
-Получится у нас сделать это? (Нет)
-Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)
- Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).
- А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)
-Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.
-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.
Дети самостоятельно выполняют работу.
-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).
-А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).
Свойство №2 – прочность.
-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?
-Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)
-Если бумага легко рвется, значит она какая?
-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.
Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).
-Что скажете? Какой вывод сделаете?
-Что легче рвется: картон или салфетка?
Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).
-А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).
Свойство №3 – водопроницаемость.
-А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. (По мере намокания она тонет).
-Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.
Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.
- Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).
-А картон? (Картон впитал воду медленней)
-Как вы думаете почему? (Картон - плотней, салфетка - тоньше).
Свойство №4 – горение.
-Следующий опыт мы проведем в секретной лаборатории. А поскольку вы немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.
Физминутка.
Мы бумагу рвали, рвали
Мы бумагу мяли, мяли
Так, что пальчики устали
Мы немножко отдохнём
И опять её порвём.
На столе – спички, листы картона, бумаги и салфеток на определенных металлических тарелках, металлические колпачки, емкости с водой.
-Этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и делайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно вести себя во время работы с огнем. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь).
-А для чего нужна вода в емкостях (Она может потушить огонь).
-Молодцы! Итак, приступаем.
Воспитатель сначала поджигает обычную бумагу, затем салфетку и картон. Дети наблюдают.
-Что вы увидели? (Бумага хорошо горит, но салфетка сгорает быстрее, а картон – медленнее).
-Какой сделаем вывод из проведенного опыта? (Бумага горит.) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.
-Почему салфетка сгорает быстрей картона? (Тоньше, мягче)
-Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.
Заключительный этап:
Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.
-Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.
-Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).
-Картон и салфетка помялись? (Да).
-Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).
-Картон и салфетка рвутся (да).
-Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)
-Картон и салфетка впитали воду? (Да).
-Что означает четвертая схема? (Бумага горит)
-А картон и салфетка сгорели? (Да)
-Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)
-Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).
П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?
-Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).
П. -А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.
-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.
Прощаются с Почемучкой.
Итог занятия :
-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
-Кто приходил к нам в гости?
-Что нового узнали?
–Помогли ли мы Почемучке?
-Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.