Елена Калашникова
Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Люблю тебя, мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Закрепить представления детей об Иркутской области;
Проверить знания детей о растительном и животном мире, обитающем в Сибири;
Расширить и уточнить знания о многообразии рек и городов родного края;
Воспитывать у детей любовь и гордость к своей малой родине; желание познавать и уважать традиции народа Сибири.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром „Люблю тебя, мой край родной“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материал: На центральной стене плакат с изображение герба Иркутской области. На мольбертах размещены плакаты: «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Растения нашего края». На листе ватмана нарисован кроссворд. Песня «Иркутская история» в исполнении А. Маршала, звукозапись проезжающего поезда, музыка леса.
Предварительная работа:
Беседы о городе, Иркутской области, о том, чем славен наш край.
Чтение произведений, легенд, былин о Байкале, заучивание стихов о городе Ангарске, его достопримечательностях.
Рассматривание иллюстраций картин знаменитых художников, альбомов, открыток с изображением памятных мест, пейзажей природного ландшафта.
Рисование на тему: «Мой любимый город», «Край в котором я живу».
Просмотр видеофильма о животных, обитающих в Сибири и занесенных в Красную книгу; игра «Кто, где живёт?»;
Рассматривание альбомов «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Растения нашего края», «Экологические памятники нашего края»; Изготовление стенда с семейными фотографиями детей, отдыхающими на природе «Это Родина моя».
Ход НОД:
Звучит песня «Иркутская история» в исполнении А. Маршала. Под музыку входят дети и воспитатель.
Воспитатель: Ребята поздоровайтесь с нашими гостями.
27 сентября отмечают День Иркутской области. Посмотрите, пожалуйста, вот на этот плакат. Здесь изображен герб Иркутской области. В центре изображены звери черный бобр, несущий в пасти красного соболя. Синий цвет символизирует озеро Байкал. Зеленый цвет означает цвет ветвей кедра, радости и изобилия.
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по нашей области. И наша первая остановка в областном центре. А теперь мне скажите, как называется главный город нашей области? (Иркутск). Иркутск – это старинный сибирский город, ныне крупный промышленный, транспортный и культурный центр Иркутской области. А какие города нашей области вы знаете? (Ангарск, Иркутск, Зима, Черемхово, Братск, Саянск, Усолье – Сибирское). Какие реки вы знаете в Иркутской области?
(Белая, Китой, Ангара, Лена). А теперь давайте обозначим их на карте.
Появляется Сибирячёк.
Сибирячё к: Здравствуйте, дорогие землячки – сибирячки. Я рад встречи с вами! (Поёт песенку).
Песенка: 1. Рад я видеть вас, в добрый день и час!
О себе немного расскажу сейчас:
Я живу в лесу, службу там несу.
Дивную, лесную берегу красу.
Припев: Приходите в гости я всегда вам рад
Я ведь травам и деревьям младший брат
Вы увидите такие чудеса,
Вы услышите такие голоса,
Что подружитесь с тайгой наверняка
Не на месяц, не на год, а на века.
2. Я – лесовичёк, я – сибирячёк
Легкий как пушинка, крепкий как сучок
Звери и цветы – все со мной на ты
Говорит мне «Здравствуй» каждый паучок.
Припев: тот же
Сибирячё к: Пришел я к вам, ребята не случайно. Я хотел бы вместе вами совершить небольшое путешествие по Сибири.
Воспитатель: Мы в морозильнике живем –
Мы так свою Сибирь зовём
В ней никому не тесно!
В ней очень интересно!
Сибирячё к: Да, много интересного в Сибири, особенно в сибирской тайге. А вы ребята хорошо знаете, кто в тайге живет и что в ней растет? Отгадай те мои загадки?
1. Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый (Волк)
2. Всю ночь летает —
Мышей добывает.
А станет светло —
Спать летит в дупло. (Сова)
3. Любит курочек таскать,
Мышку в поле отыскать,
Очень говорят хитра,
И зовут её (Лиса)
4. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — кричит;
Сядет — молчит;
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар)
5. Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт? (Медведь)
6. Белая корзинка —
Золотое донце,
В ней лежит росинка.
И сверкает солнце. (Ромашка)
7. Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка)
Сибирячё к: Молодцы ребятки отгадали все загадки.
Воспитатель: Загадки вы хорошо отгадываете, а теперь посмотрим, узнаете ли вы в картинках животных Иркутской области. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Смешалки». Сейчас мы с вами разделимся на 2 команды.
Игра «Смешалки».
Каждой команде раздаются картинки, разрезанные на 2 части. Каждая команда должна собрать все половинки в картинки с изображением животных. Победит та команда, которая справится с этим задание быстрее.
Сибирячё к: Это кто к нам идет без тропинок, без дорог?
Воспитатель: Травы ищет спозаранок
Наш аптекарь Анти – Ох
Побывал он в разных странах
Он на каждый зов спешил!
Он царевну Несмеяну
Между прочим, рассмешил
Он лечил не без успеха
И царей и колдунов:
Даст по 3 таблетки смеха-
И больной уже здоров.
Сибирячё к: Если вдруг тебе не спится,
Если грусть напала вдруг,
Приходи к нему лечится,
Он тебе поможет, друг.
Воспитатель: Не таблетки и не капли,
Не рецепты докторов,
Отгадаешь 2 загадки и практически здоров.
Появляется Анти - Ох.
Анти – Ох: Здравствуйте ребята!
Сибирячё к: Здравствуй Анти – Ох! А что это у тебя?
Анти – Ох: Это я кроссворд принес ребятам, который составил и нарисовал сам. (Вывешивает кроссворд). Богата сибирская тайга лекарственными растениями. Я буду загадывать загадки, а ответы мы с вами будем вставлять в свободные клеточки. (В кроссворде красными буквами выделяется слово "СИБИРЬ")
Анти – Ох (загадки) :
1. Стоит зеленая девица
Сибирской елочке сестрица
И все мы знаем, что она называется (сосна)
2. Словно синька стали губы,
Посинели даже зубы,
Даже руки посинели
Что случилось, в самом деле?
Стоит в чащу углубиться
Зреет в чаще. (голубица)
3. Красные бусинки так не велики
Это плоды очень вкусной (брусники)
4. Цветочки – как розы,
Листочки – как слёзы
К шипу прикоснешься
Слезами зальешься. (Шиповник).
5. Белостволая красавица
Бьёт нас в бане,
А нам нравится. (Берёза)
6. Какое сибирское дерево называют певучим, потому - что из него делают пианино и скрипки? (Ель)
Анти – Ох: Молодцы ребята вы все загадки отгадали правильно.
Воспитатель: Видишь Анти – Ох наши ребята знают сибирские растения. А ещё наши дети знают стихотворение о тайге. Хочешь послушать?
Стихотворение «Тайга».
Сколько зелени на скалах!
Не тайга – а просто сад!
Видишь - в зарослях зеленых
Колокольчики весят
Повстречался невзначай
С незабудкой Иван чай.
Заползают на ромашки
Разноцветные букашки
И не верится, что где то
Здесь пурга мела снега
После зимних вьюг согрета
Прибайкальская тайга.
Анти – Ох: Какое красивое стихотворение. Ну, что ж, ребятки, пойду дальше пополнять свою аптеку. До свидания.
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на следующую станцию. Вот мы и приехали на станцию Ангарск. Ребята, я надеюсь, вы знаете город, в котором мы живым? (Ангарск). Давайте все дружно скажем, как он называется. А Алена выучила стихотворение о нашем городе. Давайте её послушаем.
Стихотворение «АНГАРСК».
Люблю тебя, мой город над рекой,
Которая дала тебе названье,
Люблю я твой ночной покой,
И звёзд на небе тихое мерцанье.
Я выберу одну звезду,
Ту самую, что ярче светит,
Ее «Ангарск» я назову -
Пусть это знают все на свете!
Хочу тебе я пожелать:
Живи, цвети, расти, Мой Город!
И главное хочу сказать:
«Ты сердцу моему так дорог!»
Анна Желтоногова
Сибирячё к: Я шагаю по нашему краю,
А где край у него я не знаю.
Полнедели березы белели
Полнедели чернели ели,
Даже кедры закрыли свет,
Выше кедров сибирских нет.
Звучит музыка леса. Стоит избушка Лешего.
Леший сидит и что – то толчет в ступе.
Леший: Ты зачем пришел сюда?
Сибирячё к: Я в гости пришёл.
Леший: Разве к Лешему в гости ходят?
Сибирячё к: Вы Леший? А как вас зовут?
Леший: Кеша.
Сибирячё к: Давайте дядя Кеша я вам помогу растолочь.
Леший: Нет, уж лучше ты уходи от сюда. И перечить мне не моги. Уж я злющий сегодня! Встал не стой ноги.
Сибирячё к: Ничего теперь нельзя сделать?
Леший: Да, что тут поделаешь, если обе ноги левые?
Сибирячё к: Да, нет дядя Леший вы просто, перепутали валенки: нужно левый – на левую, а правый – на правую ногу надеть.
Леший: Ну да сроду валенок не снимал. Мне не нагнуться – спина болит.
Сибирячё к: Давайте я помогу вам снять валенки, вот так. А теперь надевайте их: левый – на левую, правый - на правую.
Леший: (улыбается). Кажется, я стал добрее. А я играть умею!
Леший идет в сторону и роняет из корзины шишки.
Леший: Ой, рассыпал, рассыпал. Эти как их? Забыл, как называются?
Воспитатель: Ребята, вы знает, как называется то, что рассыпал Леший Кеша?
(Шишки).
Леший: А давайте вы мне поможете их собрать обратно в корзину?
Леший проводит игру «Соберем шишки».
Леший: Молодцы, ловкие ребята. Ну, что ж мне пора прощаться. До свидания ребята.
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся на станцию Тайшет. Она самая дальняя станция в нашей области.
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: Сейчас мы поговорим о народах, которые живут в нашей области. Скажите ребята, какие народы вы знаете? (Русские, Эвенки, Буряты, Тафалары, Татары). А сейчас я предлагаю вам посмотреть драматизацию бурятской сказки «Находчивый стрелок».
Звучит бурятская музыка. Появляются: Автор, а
Тунтунаки и Чауль сидят около маленького домика.
Автор: Жил в тайге юноша по имени Тунтунаки. Ни отца, ни матери у него не было, только маленькая сестренка по имени Чауль. Росли они сиротами, жили бедно. Но веселым, бойким и острым на язык был Тунтунаки. Своим бедным друзьям всегда был рад помочь. Зато не любил Тунтунаки богачей – жадных, хитрых и глупых.
Однажды когда около елей никого не было, Тунтунаки, спрятал под корнями деревьев несколько монет. Когда собрались ребята из богатых семей.
Тунтунаки: Ой, как плохо! У нас совсем нет денег. Что же нам делать?
Чауль: Что же нам делать? У нас совсем нет еды.
Мальчик: А ты поборись с моим другом.
Тунтунаки борится с богатым мальчиком.
Тунтунаки побеждает богача.
Чауль: Как же мы будем жить?
Тунтунаки: А стрельнука я из лука вон в ту сосну, может она мне поможет.
Мальчик: Дурной ты Тунтунаки. Ха, ха, ха.
Автор: Но Тунтунаки не обращал внимания на насмешки. Он взял лук и пустил стрелу в дерево. Подошёл к ели и разгрёб хвою, вытащил от туда монетку. Удивились богачи. Взят Тунтунаки лук, пустил ещё одну стрелу в дерево и вытащил ещё одну монетку. Зашевелились дети богачей, загалдели.
Мальчик: Эй, ты, грязный мешок! Убирайся от сюда. Это не твоя тайга.
Автор: Ничего не ответил Тунтунаки, ведь он знал, почему его гонят. Молча, ушёл. Весь вечер и всю ночь, до самого утра, стреляли дети богачей. Все стрелы они по растеряли, все руки свои изодрали, но ничего под корнями елей не нашли.
Ну и смеялся над ними Тунтунаки.
Тунтунаки: Вот так вам и надо.
Чауль: Хоть вы и богатые, но глупые люди.
Все участники сказки кланяются и уходят.
Воспитатель: Ребята путешествие наше заканчивается. О чем мы сегодня с вами говорили? (Иркутской области). В каких городах мы с вами останавливались? (Иркутск, Ангарск, Тайшет). А какие реки протекают в нашей области? (Белая, Китой, Ангара, Лена). А ещё о чем мы сегодня с вами говорили? (о растениях, животных, и народах проживающих в нашем краю).
Мы в суровом родились краю
Где высокие кедры поют
Над закатной порой
Над рекой Ангарой
Облака меж туманов плывут
Сквозь угрюмый, разбуженный лес
Вырастала здесь Братская ГЭС
Чтоб летел её свет
В Усть - Илим и Тайшет
Освещая тайгу до небес.