Оксана Подшиваленко
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Масленица» для детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор-составитель: воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад №67»г. Кургана Подшиваленко Оксана Викторовна.
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни;
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром „Масленица“ для детей среднего возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье; частушка
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность;
- развивать музыкальные способности;
- развивать физические качества: ловкость, силу.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности;
Материалы и оборудование: нарисованные блины с неделями Масленицы, кукла Масленица на саночках, канат с бантиком, полоска на полу, солнышко на палочке, обруч с 10 лентами, 4 платка, мольберт с картинкой Чучела-Масленицы и дровами, стол с картинками «Языки пламени» - 11 шт., солнышки с грустным и весёлым лицом — 10 шт., блюдо с блинами на шпажке, магнитофон, музыкальное сопровождение: хороводная песня «А мы Масленицу дождались», минусовка «Частушки», запись для игры «Перетягивание каната»
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели», разучивание с девочками частушек
Ход занятия:
1. Настрой на работу.
Воспитатель: -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель:
-Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Теплота наших рук
Обойдёт весь наш круг.
Психологический настрой «Подари улыбку»
Воспитатель:
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки).
2. Основной этап.
Воспитатель: - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.
Загадка:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают! (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.
- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)
-Хотите об этом узнать (ответы детей). Тогда проходите на стульчики для дальнейшей беседы.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте ещё одну загадку:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: - У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.
Воспитатель: Первый блин. (Вешаю на доску картинку)
Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу (для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель: - Встречайте домашнюю Масленицу хороводом
Дети танцуют под музыку «А мы Масленицу дожидались»
(Выезжает Масленица на саночках по музыку)
Воспитатель: Второй блин (вешаю на доску картинку)
Второй день- вторник- называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Игра «Перетягивание каната» (под музыку)
Воспитатель: Третий блин (вешаю на доску картинку)
Третий день Масленицы - среда - «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (Да).
Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(Поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Подайте блинца!
(Протягивают руки вверх ладонями).
Физзарядка для глаз (с Солнышком)
Воспитатель: А на что похожи блины? (ответы детей) А на солнышко похожи? (Да)
Сегодня на минутку заглянуло к нам солнышко и хотело бы провести с вами зарядку для глаз.
Воспитатель: Четвёртый блин (вешаю на доску картинку)
В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем
Игра «Карусели». (обруч с лентами.)
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель: Пятый и шестой блины. (вывешиваю блины на доску)
Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.
Воспитатель:В Маслену неделю полагалось
Есть – до икоты,
Кричать – до хрипоты,
Петь – до надсаду,
Плясать – до упаду!
Эй, девчата-хохотушки!
Запевайте-ка частушки! (Выходят девочки, надевают платки на плечи и поют частушки)
1. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!
2. Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.
3. Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!
4. Как на масленой неделе
На столы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Все вместе: Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Воспитатель: -Ребята, как вы поняли, что такое «частушка»? (ответы детей)
Это короткая песенка шуточного характера.
Воспитатель: Последний блин (вешаю на доску картинку)
Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле – это был признак неурожая.
Пепел же от чучела развевали над полями - "на богатый урожай".
Воспитатель: Мы с вами тоже попрощаемся с Масленицей. Подходите к столу, берите языки пламени и вешайте со словами прощения над нашими дровами. (Дети подходят к столу, на котором лежат языки пламени, и вешают их на Чучело).
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло,
Раздувайся фитилёк,
Разгорайся, огонёк.
Молодцы! Вот мы и попрощались с зимой и встретили весну.
3 Рефлексия.
Воспитатель: -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.
- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.