Марина Матвеева
Консультация «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром
Актуальным сейчас является поиск эффективных путей коррекционной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта.
У умственно отсталых дошкольников наиболее нарушенным является процесс мышления, который является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
Публикация «Консультация „Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии в процессе ознакомления с окружающим миром“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Формирование мыслительной деятельности у умственно отсталых дошкольников отличается особенно большими трудностями. У них имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2–3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему имеющемуся на плоскости изображению («почтовый ящик», и т. п. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем, одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия. Осуществление практических действий само по себе затрудняет умственно отсталых дошкольников, поскольку их двигательное и чувственное познание неполноценно. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, напротив, слишком замедленны. Задания, наглядно-образного мышления, вызывают у дошкольников еще большие трудности. Они не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Наиболее трудными для дошкольников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении. Многие из них, по существу несложные, оказываются недоступными даже тем детям, которые 2-3 года посещали специальный детский сад. Если некоторые задания детьми выполняются, то их деятельность при этом представляет собой не столько процесс мышления, сколько припоминания. Другими словами, дети запоминают некоторые словесные выражения и определения, а потом с большей или меньшей точностью воспроизводят их. Вследствие чего их знания об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
В основе коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления. В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы : наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый процесс познания реального мира, в котором может преобладать то одна, то другая форма мышления, и в связи с этим познавательный процесс реального мира приобретает специфический характер. Одной из важнейших задач умственного познавательного развития дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций.
Все дети с проблемами в развитии имеют разные по структуре и характеру отклонения интеллектуальной деятельности. Каждому из них необходим свой темп в усвоении материала. Следовательно, необходима разработка индивидуальных программ сопровождения, создаваемых на основе теории поэтапного усвоения умственных действий.
В развитии умственных действий основное значение имеют предметные действия, особенно тогда. Когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов, окружающих их.
Одним из специальных разделов, обеспечивающих получение ребенком систематических знаний и развитие мыслительных процессов, является ознакомление с окружающим. Специальные коррекционные занятия проводятся в виде дидактических игр и решений практических предметных действий.
Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованной коррекционной работе по индивидуальным программам сопровождения отмечается положительная динамика развития мыслительных процессов и ознакомления с окружающим миром.